Закиньте ногу на ногу. Сверху окажется ведущая нога (правая – 1 балл, левая – 0 баллов)

Практическая работа № 6.

"Методы изучения безусловнорефлекторной и высшей нервной деятельности человека"

Цель. Познакомиться с основными методами изучения безусловнорефлекторной и высшей нервной деятельности ребенка, научиться применять их на практике.

Оборудование и материалы. Вата, неврологический молоточек, часы, мяч, сантиметровая лента, бумага, небольшой грузик на нитке.

Задание 1. Исследование некоторых безусловных рефлексов человека

Изучите некоторые безусловнорефлекторные реакции человека.

1.1. Мигательный рефлекс.

Прикоснитесь ваткой к ресницам испытуемого. Ответной реакцией должно стать смыкание век.

1.2. Надбровный рефлекс.

Неврологическим молоточком нанесите слабый удар по краю надбровной дуги испытуемого. Ответной реакцией должно стать смыкание век.

1.3. Коленный рефлекс.

Испытуемый в положении сидя кладет правую ногу на левую. Нанесите легкий удар неврологическим молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы правой ноги (под коленом). Ответной реакцией должно стать разгибание ноги. Повторите эксперимент с левой ногой.

1.4. Ахиллов рефлекс.

Испытуемый встает коленями на стул. Ступни ног свободно свисают. Нанесите неврологическим молоточком легкий удар по пяточному (ахиллову) сухожилию. Ответной реакцией должно стать разгибание стопы.

Опишите реакцию испытуемых. Нарисуйте схему соматической рефлекторной дуги на примере коленного рефлекса, объясните принцип ее работы.

Ответьте на вопрос: какова роль безусловных рефлексов в жизни человека?

Задание 2. «Функциональная асимметрия мозга»

Определите латеральные (от итал. laterale – боковой) предпочтения испытуемых. Для этого предложите им выполнить задания, приведенные ниже, и оцените их с помощью предложенной бальной системы.

2.1. Определение ведущей руки.

Быстро, не задумываясь, перекрестите пальцы правой и левой руки "в замок". Сверху окажется палец ведущей руки (если сверху оказался палец правой руки поставьте 1 балл, левой – 0 баллов).

Скрестите руки на груди (поза Наполеона). Ведущая рука та, чья кисть и предплечье выше (правой – 1 балл, левой – 0 баллов).

Заведите часы. Ведущая рука та, с помощью которой производится завод часов (правая – 1 балл, левая– 0 баллов).

Проведите как можно больше коротких вертикальных линий за 10 сек сначала левой, потом правой рукой. Если число линий больше у правой руки, поставьте 2 балла, левой – 0 баллов, одинаковое – 1 балл.

Сделайте вывод о том, какая рука ведущая.

2.2. Определение ведущей ноги.

Закиньте ногу на ногу. Сверху окажется ведущая нога (правая – 1 балл, левая – 0 баллов).

Ударьте несколько раз ногой по мячу (предпочитаете правую ногу, более точные попадания правой ногой – 2 балла; левой – 0 баллов, одинаковая точность – 1 балл).

Определите длину шагов, сделанных правой и левой ногой (шаги правой ноги длиннее – 2 балла; левой – 0 баллов, одинаковые – 1 балл).

Сделайте вывод о том, какая нога ведущая.

2.3. Определение ведущего глаза.

Моргните одним глазом. Закрывают обычно неведущий глаз.

Поднесите к глазу раструб из бумаги («подзорную трубу»). Обычно раструб подносят к ведущему глазу.

В листе бумаги сделайте отверстие 1×1 см. Держа лист на расстоянии 30-40 см от глаз, через отверстие смотрите на предмет, находящийся от вас на расстоянии 2-3 метра. Закрывайте попеременно глаза. При закрытии ведущего глаза кажется, что предмет смещается.

Если во всех заданиях ведущий глаз правый – 2 балла, левый – 0 баллов, если в разных заданиях ведущими были разные глаза – 1 балл.

Сделайте вывод о том, какой глаз ведущий.

2.4. Определение ведущего уха.

Послушайте, как тикают часы. Сначала человек подносит часы к ведущему уху. Ведущее ухо обычно и лучше слышит.

Попросите товарища говорить шепотом. Повернитесь к нему тем ухом, которое лучше слышит.

Если в обоих заданиях ведущее ухо правое – 4 балла, левое – 0 баллов, в разных заданиях – разное ухо – 2 балла.

Сделайте вывод о том, какое ухо ведущее.

Сделайте общий вывод о латеральных предпочтениях испытуемого, используя данные о том, что, если человек набирает 16 баллов – он «чистый правша», 0 баллов – «чистый левша», 8-9 баллов - амбидекстр (с одинаковым развитием левого и правого полушария мозга, одинаково хорошо владеющие правой и левой рукой), промежуточное значения – смешанный профиль асимметрии (ближе к левше, или ближе к правше).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: