Первичные и вторичные группы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)

Кафедра педагогики

Дорошенко Светлана Ивановна

Теория и методика воспитания. Социальная педагогика

Индивидуальные задания

по дисциплине «Педагогика», модуль «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика» для студентов ВлГУ, обучающихся по направлению 050100.62 Педагогическое образование

Владимир – 2013


Задачи самостоятельной индивидуальной работы:

1.Активизация познавательной деятельности студентов

2. Развитие навыков рациональной работы с литературой

3. Индивидуализация образовательного процесса.

Задания для самостоятельной работы

«Теория и методика воспитания. Социальная педагогика»

Практико-технологический аспект

1. Разработать развернутый план работы классного руководителя на четверть (полугодие). В плане должны быть представлены: название дела (мероприятия), его форма, направление воспитания, которое при этом преимущественно реализуется, дата проведения (по неделям).

2. Разработать подробный конспект коллективного творческого дела.

План подготовки и проведения коллективного творческого дела

(методика И.П. Иванова):

1. Подготовка детей к общему сбору. Разведка полезных дел (потребности класса или школы). Возможно ознакомление детей с неким заказом от администрации, школьного совета дела, попечительского совета школы и др.)

2. Коллективное выдвижение идей на общем сборе. «Мозговой штурм», во время которого запрещается любая критика и фиксируются все предложения.

3. Коллективное планирование дела, проектирование ожидаемых результатов.

4. Выбор совета дела, распределение ответственности между членами совета.

5. Подготовка дела, распределение поручений, выработка технологии деятельности, определение сроков и степеней ответственности.

6. Проведение дела.

7. Итоговая рефлексия по поводу осуществленной деятельности, выявление достоинств и недостатков (центрация на положительном и удачном).

8. Последействие, определение перспектив, организация «радости завтрашнего дня».

3. Осуществить анализ социальной группы по плану:

1. По объему, или по числу входящих в них индивидов: большая (малая).

2. По происхождению — первичная (вторичные).

3. По способу и характеру организации — формальная (неформальная).

4. По гендерному составу.

5. По типу лидерства.

6. По социальным задачам, решаемым в группе.

7. По аксиологическим ориентирам (просоциальная, асоциальная, антисоциальная).

Большие и малые группы. Большая группа отличается от малой главным образом тремя основными при­знаками: она включает в свой состав значительное число членов, ха­рактеризуется отсутствием обязательных личных контактов между ним и обладает относительно меньшей степенью внутренней спло­ченности и организованности (в сравнении с малой группой). В каче­стве примеров больших групп можно назвать класс, нацию, телевизи­онную, театральную, киноаудиторию, город и т.д.


Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для воз­никновения эмоциональных отношений, групповых норм и группо­вых процессов. Наиболее типичные малые группы — семья, школь­ный класс, студенческая группа, производственная бригада и т. д. Основным признаком малой группы, вытекающим из специфики самого термина, является немногочисленность ее состава (минимум — два–три человека, максимум — количество членов, вы­званное потребностью совместной групповой деятельности). Другим, не менее значимым признаком выступает общая (совместная) соци­альная деятельность, поскольку она характеризует группу как эле­мент социальной структуры общества, системы отношений в нем. В этом плане характерно еще одно, весьма лаконичное определение малой группы, предлагаемое также Андреевой: «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непо­средственных личных контактов».

Первичные и вторичные группы.

Первичная группа — это разновидность малой группы, обеспечиваю­щая успешность вхождения индивидов в другие группы, в общество и их социализацию. Характерные образцы первич­ной группы — семья, группа друзей, сверстников, соседская общность и др.
Вторичные группы являются разновидностями, как правило, боль­ших и формальных групп (социальных институтов, организаций). В них чаще всего отсутствует непосредственное взаимодействие членов этого социального образования. Так, для студента его академическая группа является первичной, а коллектив университета — вторичной группой. Одно из основных отличий вторичной группы от первичной со­стоит в том, что она ориентирована на достижение цели, тогда как первичная — на установление взаимосвязи между ее членами.

Формальные и неформальные. Различают также формальные и неформальные группы. Первые имеет заданную извне структуру, вторые создают ее сами. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно офи­циально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и анти­патий.

3. Лидерство в малой группе. Формальные и неформальные
лидеры в группе. Каждая социальная группа характеризуется наличием лидера. Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отно­шения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Типы лидеров:

- в зависимости от содержания деятельности: вдохновитель и исполнитель;
- в зависимости от характера деятельности: универсальный и ситуационный;
- в зависимости от направленности деятельности: эмоциональный и деловой;
- в зависимости от отношения к официальному руководителю: позитивный и негативный;
- в зависимости от соответствия формальных полномочий и степени влияния: формальный и неформальный.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедея­тельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоци­ональной, связанной с процессом общения и развития психологи­ческих отношений между членами группы, выделяют также два основ­ных вида лидерства лидерство в деловой сфере (иногда его назы­вают «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональ­ной сфере («экспрессивное лидерство»).

4. Разработать план-конспект ролевой игры или представить портфолио «Игры в воспитательном процессе (для конкретного возраста)»

5. Составить кейс с набором воспитательных ситуаций и их анализом (не менее пяти ситуаций).

А) Описание педагогической ситуации

Б) задачи педагога при решении проблемы, сложившейся в данной ситуации

В) способы решения педагогических задач, которые ставит педагог применительно к данной ситуации.

Виды педагогических задач [1]

1. Задачи педагогической диагностики.

2. Задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников.

3. Задачи по выбору приемов и методов педагогического взаимодействия.

4. Задачи по организации деятельности учащихся.

5. Задачи по формированию общественного мнения коллектива.

6. Задачи по переориентации ученика.

7. Задачи по изменению отношения к учебе.

8. Задачи по закреплению привычки, интереса.

9. Задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика.

10. Задачи по росту самостоятельности.

11. Задачи на развитие и проявление творчества.

12. Задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности.

13. Задачи по педагогическому стимулированию.

14. Задачи по самовоспитанию.

Литература:

1. Аринина О.Н., Романова Л.А. Начинающему классному руководителю. – Владимир: ВГПУ, 2003. – 144 с.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб., 2000. – С. 78-85.


[1] Классификация составлена по материалам учебника Н.В. Бордовской и А.А. Реана «Педагогика» (СПб.: Питер, 2000).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: