Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)
Кафедра педагогики
Дорошенко Светлана Ивановна
Теория и методика воспитания. Социальная педагогика
Индивидуальные задания
по дисциплине «Педагогика», модуль «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика» для студентов ВлГУ, обучающихся по направлению 050100.62 Педагогическое образование
Владимир – 2013
Задачи самостоятельной индивидуальной работы:
1.Активизация познавательной деятельности студентов
2. Развитие навыков рациональной работы с литературой
3. Индивидуализация образовательного процесса.
Задания для самостоятельной работы
«Теория и методика воспитания. Социальная педагогика»
Практико-технологический аспект
1. Разработать развернутый план работы классного руководителя на четверть (полугодие). В плане должны быть представлены: название дела (мероприятия), его форма, направление воспитания, которое при этом преимущественно реализуется, дата проведения (по неделям).
2. Разработать подробный конспект коллективного творческого дела.
План подготовки и проведения коллективного творческого дела
(методика И.П. Иванова):
1. Подготовка детей к общему сбору. Разведка полезных дел (потребности класса или школы). Возможно ознакомление детей с неким заказом от администрации, школьного совета дела, попечительского совета школы и др.)
2. Коллективное выдвижение идей на общем сборе. «Мозговой штурм», во время которого запрещается любая критика и фиксируются все предложения.
3. Коллективное планирование дела, проектирование ожидаемых результатов.
4. Выбор совета дела, распределение ответственности между членами совета.
5. Подготовка дела, распределение поручений, выработка технологии деятельности, определение сроков и степеней ответственности.
6. Проведение дела.
7. Итоговая рефлексия по поводу осуществленной деятельности, выявление достоинств и недостатков (центрация на положительном и удачном).
8. Последействие, определение перспектив, организация «радости завтрашнего дня».
3. Осуществить анализ социальной группы по плану:
1. По объему, или по числу входящих в них индивидов: большая (малая).
2. По происхождению — первичная (вторичные).
3. По способу и характеру организации — формальная (неформальная).
4. По гендерному составу.
5. По типу лидерства.
6. По социальным задачам, решаемым в группе.
7. По аксиологическим ориентирам (просоциальная, асоциальная, антисоциальная).
Большие и малые группы. Большая группа отличается от малой главным образом тремя основными признаками: она включает в свой состав значительное число членов, характеризуется отсутствием обязательных личных контактов между ним и обладает относительно меньшей степенью внутренней сплоченности и организованности (в сравнении с малой группой). В качестве примеров больших групп можно назвать класс, нацию, телевизионную, театральную, киноаудиторию, город и т.д.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Наиболее типичные малые группы — семья, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада и т. д. Основным признаком малой группы, вытекающим из специфики самого термина, является немногочисленность ее состава (минимум — два–три человека, максимум — количество членов, вызванное потребностью совместной групповой деятельности). Другим, не менее значимым признаком выступает общая (совместная) социальная деятельность, поскольку она характеризует группу как элемент социальной структуры общества, системы отношений в нем. В этом плане характерно еще одно, весьма лаконичное определение малой группы, предлагаемое также Андреевой: «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».
Первичные и вторичные группы.
Первичная группа — это разновидность малой группы, обеспечивающая успешность вхождения индивидов в другие группы, в общество и их социализацию. Характерные образцы первичной группы — семья, группа друзей, сверстников, соседская общность и др.
Вторичные группы являются разновидностями, как правило, больших и формальных групп (социальных институтов, организаций). В них чаще всего отсутствует непосредственное взаимодействие членов этого социального образования. Так, для студента его академическая группа является первичной, а коллектив университета — вторичной группой. Одно из основных отличий вторичной группы от первичной состоит в том, что она ориентирована на достижение цели, тогда как первичная — на установление взаимосвязи между ее членами.
Формальные и неформальные. Различают также формальные и неформальные группы. Первые имеет заданную извне структуру, вторые создают ее сами. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно официально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий.
3. Лидерство в малой группе. Формальные и неформальные
лидеры в группе. Каждая социальная группа характеризуется наличием лидера. Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.
Типы лидеров:
- в зависимости от содержания деятельности: вдохновитель и исполнитель;
- в зависимости от характера деятельности: универсальный и ситуационный;
- в зависимости от направленности деятельности: эмоциональный и деловой;
- в зависимости от отношения к официальному руководителю: позитивный и негативный;
- в зависимости от соответствия формальных полномочий и степени влияния: формальный и неформальный.
В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, выделяют также два основных вида лидерства лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).
4. Разработать план-конспект ролевой игры или представить портфолио «Игры в воспитательном процессе (для конкретного возраста)»
5. Составить кейс с набором воспитательных ситуаций и их анализом (не менее пяти ситуаций).
А) Описание педагогической ситуации
Б) задачи педагога при решении проблемы, сложившейся в данной ситуации
В) способы решения педагогических задач, которые ставит педагог применительно к данной ситуации.
Виды педагогических задач [1]
1. Задачи педагогической диагностики.
2. Задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников.
3. Задачи по выбору приемов и методов педагогического взаимодействия.
4. Задачи по организации деятельности учащихся.
5. Задачи по формированию общественного мнения коллектива.
6. Задачи по переориентации ученика.
7. Задачи по изменению отношения к учебе.
8. Задачи по закреплению привычки, интереса.
9. Задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика.
10. Задачи по росту самостоятельности.
11. Задачи на развитие и проявление творчества.
12. Задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности.
13. Задачи по педагогическому стимулированию.
14. Задачи по самовоспитанию.
Литература:
1. Аринина О.Н., Романова Л.А. Начинающему классному руководителю. – Владимир: ВГПУ, 2003. – 144 с.
2. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб., 2000. – С. 78-85.
[1] Классификация составлена по материалам учебника Н.В. Бордовской и А.А. Реана «Педагогика» (СПб.: Питер, 2000).