Проблема подготовки преподавателей дистанционного обучения

Далее, важно организовать деятельность студентов, учащихся. Личностно ориентированный подход предусматривает постоянное общение учащихся в процессе познавательной деятельности, их совместную деятельность, взаимодействие между собой и с преподавателем. Это сотрудничество, а не передача знаний. Значит необходимо отобрать адекватные методы, педагогические технологии обучения: обучение в малых группах сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности; дискуссии; индивидуальная, парная, групповая проектная деятельность, в том числе работа над телекоммуникационными проектами с партнерами из других регионов и даже стран; ролевые, деловые игры проблемной направленности, пр. При этом важно уметь осуществлять дифференциацию обучения, рефлексию. В отличие от очных форм обучения преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь определять психологический настрой и психологические особенности своих студентов на расстоянии, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, пр., подчас сдерживать пыл экстравертов и т.д. Приходится и предотвращать конфликтные ситуации. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует достаточно сложных знаний и умений со стороны педагога, специальной и достаточно серьезной подготовки. Преподаватель очного обучения не готов к такой системе ведения учебного процесса. Кроме того, существуют различные модели дистанционного обучения, включая полностью сетевое обучение по отдельному курсу или в рамках виртуальной кафедры, школы, университета; интегрированное с очным обучением, интегрированное с кейс-технологиями, модель распределенных классов (на основе видеоконференций или интерактивного телевидения). Каждая из указанных моделей имеет свою специфику, касающуюся, как организации учебных материалов, так и методики проведения занятий, форм взаимодействия студентов друг с другом, с преподавателем. Еще раз повторим, что мы имеем дело с достаточно сложной системой. Кто-нибудь готовит таких специалистов? Я имею в виду педагогов- разработчиков курсов дистанционного обучения для разных моделей, преподавателей дистанционного обучения также для разных моделей, в вузе, в школе? Ни один педагогический университет не имеет своей программы подготовки таких специалистов. Может быть, институты повышения квалификации этим озабочены? В принципе, да, но пока не известна ни одна мало-мальски грамотная программа повышения квалификации в этой области. Все ограничивается в лучшем случае обучением пользовательским навыкам. Говорить об успешном развитии системы дистанционного обучения без решения проблемы подготовки педагогических кадров невозможно. Эта серьезнейшая проблема на самом деле вырастает из первой проблемы, о которой говорилось выше, понятийной. До тех пор, пока мы будем рассматривать дистанционное обучение в качестве технологии, проблема не сдвинется с места. Более того, очень скоро мы начнем осознавать, что затраченные на материальное обеспечение средства, не оправдывают себя. Подмена дистанционной формы заочной только с применением иного средства доставки учебных материалов – электронной почты, никак не влияет на качество обучения. Преподаватели вузов особенно нуждаются в специальном обучении по разработке своих курсов для дистанционной формы совместно с программистами, и в овладении соответствующими педагогическими технологиями. В материалах нашей конференции вы можете ознакомиться с опытом наших украинских коллег, которые имеют уже достаточно значительный и успешный опыт в этом направлении. Есть такой опыт и в Литве, где для этих целей широко используются видеоконференции. К сожалению, нам не удалось связаться с коллегами из Центра дистанционного обучения Технологического университета Каунаса. Есть такой опыт в странах дальнего зарубежья – Финляндии, США, Великобритании, Канаде, пр. В одном из докладов, представленных на нашей конференции, вы сможете познакомиться с опытом совместного проекта нашей лаборатории со Стэнфордским университетом, США.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: