Проблема создания учебно-материального обеспечения дистанционного обучения

Проблема терминологии.

Дистанционное обучение – новая для нас форма обучения, именно новая форма, а не модификация заочной формы. Это самостоятельная система обучения, а не технология (дистанционная технология), как некоторые умные головы у нас в России пытаются ее трактовать, что ведет к весьма плачевным последствиям. Ведь за каждым термином стоят вполне определенные понятия, которые, в свою очередь, оказывают влияние на стратегию реализации, принятие решений. Если это новая, самостоятельная система обучения, компонент системы непрерывного образования, то и относиться к ней необходимо соответственно, изучать ее специфические особенности для эффективной организации в разных типах учебных заведений. Если это система, то надо понимать, что она сама состоит из двух подсистем: системы проектирования (теоретической модели) и учебного процесса (реализации модели). Этап проектирования, в процессе которого создается подсистема обучения, требует тщательного и всестороннего изучения, исследования. Ибо он связан с разработкой концепции обучения, целей, содержания, методов, организационных форм, средств обучения, т.е. учебно-материального обеспечения учебного процесса. Система учебного процесса связана с деятельностью преподавателя и учащихся, реализующих в своей практике разработанную на этапе проектирования модель. Именно так организована система обучения в других формах. Если это просто очередная технология (кажется, сами инициаторы этого термина не очень понимают, что они вкладывают в понятие «дистанционные технологии»), тогда, естественно, сами учебные заведения решают для себя проблему ее внедрения в учебный процесс без дополнительных интеллектуальных, во всяком случае, затрат. Таким образом, терминологическая неоднозначность явилась причиной одной из главных проблем организации системы дистанционного обучения в России, ибо государство предполагает финансирование технологической составляющей дистанционного обучения, т.е. процесс информатизации, интернатизации образовательных учреждений, включая общеобразовательные школы. Но финансирование педагогической составляющей, т.е. создание соответствующей информационной образовательной среды, не предусматривается.

Проблема создания учебно-материального обеспечения дистанционного обучения.

Для того, чтобы дистанционная форма обучения в любых типах образовательных учреждений могла успешно развиваться, необходимы значительные усилия не только программистов, специалистов в области компьютерных коммуникаций, интернет-технологий, но и специалистов в предметных областях, методистов, хорошо знакомых со спецификой интернет и коммуникационных технологий, знакомых с современными тенденциями в системе образования, современными концепциями, теориями, педагогическими технологиями, психологическими особенностями взаимодействия в сети, пр. Учебный процесс в дистанционной форме более трудоемкий и многоаспектный, чем в очной форме. Здесь своя специфика. Все эти проблемы пока решаются в каждом отдельно взятом университете самостоятельно, в силу понимания этих проблем работниками вузов, чаще всего специалистами в области информатики, компьютерной техники, программирования, но не педагогами, не методистами, не психологами. Весь подготовительный процесс сводится к переводу лекций в электронный вид и пересылки учебных материалов заочным студентам по электронной почте. Вот такой процесс и называется часто дистанционным.

На самом деле в дистанционном обучении, как и в любой другой форме, прежде всего, следует определиться с концепцией образования. Ибо в соответствии с выбранной концепцией определяются цели обучения, отбирается содержание. Цели обучения, содержание определяются в действующем стандарте образования, в программе. Они обязательны для всех форм обучения, если речь идет о базовом образовании. В дополнительном образовании дело обстоит несколько иначе. Но технологические особенности дистанционной формы обучения, которая основывается на интернет-технологиях, оказывают существенное влияние, если не на отбор содержания (хотя в ряде случаев это вполне возможно), то на его структурирование. Линейная подача материала (как в печатных изданиях) не годится для электронной формы. Технология гиперссылок диктует свои требования к структурированию и распределению учебного материала. Многостраничные главы традиционных учебников в электронных изданиях абсолютно не приемлемы. Следует иметь в виду и современные концепции образования. В качестве приоритетной во многих странах мира признан личностно ориентированный подход, конструктивизм, что предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование, развитие критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Личностно ориентированный подход признан в качестве приоритетного и в наших нормативных документах, касающихся общеобразовательной школы, например, в Национальной доктрине образования[5], Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.[6] Личностно ориентированный подход предполагает в большом объеме самостоятельную познавательную деятельность учащихся. В центре внимания находится деятельность познания, учения, а не преподавания, как мы привыкли и как организуется процесс обучения до сих пор, особенно в вузах. Конструктивизм показывает, как практически реализовать идеи личностно ориентированного подхода в системе обучения любой формы. Дистанционная форма обучения должна строиться на тех же концептуальных основаниях, но с учетом специфики технологической ее составляющей. Многие проблемы даже более успешно решаются именно в дистанционной форме, например, дифференциация, индивидуализация обучения. Поэтому содержание обучения структурируется, организуется в соответствии с основными принципами этих концепций. Основным же принципом этих концепций является проблемная направленность. Проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, изучение, исследование возможных способов ее решения, рассмотрение альтернативных точек зрения, размышления, дискуссии, обобщения, оценка полученных результатов – все это нацелено на создание собственного знания, его конструирование. В такой ситуации невозможно ограничиться одним учебником, даже самым толстым, готовыми лекциями. Необходимо значительное количество дополнительной литературы, нужна справочная литература, словари, энциклопедии, нужна дополнительная информация на любых носителях, печатных, электронных. В очном обучении здесь возникают определенные трудности, поскольку далеко не в каждом даже небольшом городе, учащиеся могут иметь свободный доступ к нужным источникам. Подчас даже в крупных библиотеках, где есть все необходимое, на получение нужной информации уходит масса времени. Большую, просто уникальную помощь в таком обучении могут оказать интернет-ресурсы. Средства НИТ используются достаточно широко в любой форме обучения, это не прерогатива дистанционной формы. Но в дистанционном обучении создается соответствующая инфрмационно-образовательная среда, в которой доступ к нужным источникам информации наиболее удобно организуется для учащегося. Все это требует знаний, квалификации специалиста, разрабатывающего курс обучения. Только он может решить, как и что следует отобрать, помимо базового материала, предусмотренного программой, какие виды деятельности предусмотреть для решения той или иной дидактической задачи. Имеются в виду, конечно, источники, а не готовые разработки. Ибо одна из основных целей современной системы образования – умение работать с информацией. Следовательно, необходимо разрабатывать специально (!) соответствующие электронные учебники, курсы дистанционного обучения, которые, как показано выше, существенно отличаются от традиционных, печатных пособий. Необходимо размещать их в соответствующих оболочках, предусматривая все необходимые ссылки на другие сайты, на дополнительные информационные ресурсы. Структурирование лекций, организация практических занятий, лабораторных работ сопровождаются мультимедийными средствами, что позволяет значительно расширить область познания, размышления, сопоставления фактов, наблюдений. Сами лекции могут быть представлены не только в печатном (электронном) виде, но и аудиовизуальном с демонстрацией слайдов, видеоклипов. Задания для студентов также могут быть нацелены на самостоятельную исследовательскую, поисковую, творческую деятельность, требующую создания самостоятельного решения проблемы. При этом в самом тексте лекции, автономном или сопровождающем, уточняющем звуковой ряд преподавателя, предусматриваются отдельные термины, понятия, персоналии, пр., требующие пояснений. Они активизируются и в гиперссылке или в сплывающей строке даются необходимые пояснения, что значительно облегчает работу с текстом, совершенствует культуру умственного труда. Но все это следует готовить специально, используя уникальные возможности компьютерных и интернет-технологий, мультимедийных средств. Это то, что касается организации учебного материала. Согласитесь, что программисты без специалиста, автора курса выполнить подобную работу не могут. Для создания качественного учебно-материального обеспечения дистанционного обучения, т.е. создания соответствующих средств обучения необходимы совместные усилия специалиста-предметника, методиста, знакомого с интернет-технологиями, технологиями других электронных изданий, компьютерными коммуникациями, а также с современными педагогическими, психологическими теориями, современными педагогическими технологиями, и программиста, специалиста в области новых информационных технологий. В идеале функции специалиста-предметника и методиста должны сочетаться в одном лице. Современный преподаватель должен обладать не только знаниями своего предмета, но и особенностями информационных и педагогических технологий. На практике пока это остается «голубой мечтой». Авторы курсов, учебников, учебных пособий, как правило, абсолютно не представляют себе особенности и возможности новейших средств информационных технологий и потому проблема создания на базе их пособий курса дистанционного обучения представляется неразрешимой задачей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: