Информационная инфраструктура правотворческой деятельности

Как известно, под правотворчеством в широком смысле понимается интеллектуальная человеческая деятельность по созданию правовых норм. В узком смысле – деятельность компетентных органов государства по разработке и принятию нормативных правовых актов, а также их дальнейшему совершенствованию, изменению и отмене (150).

Правотворчество, таким образом, представляет собой процесс, состоящий из нескольких стадий интеллектуальной деятельности, совокупности относительно самостоятельных действий, объединенных единой целью – создание норм права и нормативных правовых актов. Правотворческий процесс связан с поиском и использованием различной информации правового и социального характера, массивы которой требуется творчески обработать и на ее основе создать модель правил поведения, из которых формируются нормы права.

На первой стадии правотворческого процесса (разработки законопроекта) необходимо найти и изучить исходную информацию для разработки проекта, отражающую:

историю правового регулирования по предмету будущего законопроекта;

потребность в разработке новых правил поведения, т.е. актуальность правового регулирования предметных общественных отношений;

практику применения действующего законодательства;

зарубежный опыт нормотворчества по предмету законопроекта.

На основе собранной информации разрабатывается текст законопроекта. При этом требуются базы данных, т.е. большой массив различной информации, необходимой для разработки и оформления текста.

На второй стадии правотворческого процесса (обсуждения законопроекта) необходимо организовать всестороннюю предварительную правовую оценку законопроекта, провести его экспертизу и подготовить к окончательному обсуждению в законодательном собрании либо иным субъектом нормотворчества.

Здесь также требуется кропотливая работа по сбору, обработке и анализу большого объема правовой информации, ее размножению для субъектов обсуждения законопроекта и вновь сбору, обработке и анализу. На стадии обсуждения не только используются базы данных, но и информационно-аналитические технологии коллективной творческой работы над законопроектом.

На третьей стадии правотворческого процесса (принятия закона) предстоит работа по детальному обсуждению текста законопроекта непосредственно на пленарном заседании палат Федерального Собрания Российской Федерации (вначале в Государственной Думе, а затем в Совете Федерации). Законопроект проходит несколько чтений на пленарном заседании, между которыми продолжается работа над законопроектом, вносятся поправки либо исключаются отдельные нормы (положения), проходит обсуждение таких поправок и, наконец, принимается окончательная редакция текста закона.

После принятия законопроекта палатами федерального собрания принятый текст направляется на утверждение Президента Российской Федерации. На этом этапе вновь проводится правовая экспертиза текста на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации и другим нормативным правовым актам. Здесь также требуется организовать поиск, обработку и анализ правовой информации, содержащейся в тексте законопроекта в порядке творческого сравнения и сопоставления. И только после подписания Президентом Российской Федерации текст закона приобретает юридическую силу.

Таким образом, информационное обеспечение правотворческого процесса сводится к подготовке к использованию различных базы данных и созданию надежной информационно-телекоммуникационной среды для сбора, передачи и использования правовой информации.

При этом профессиональные работники федерального собрания должны быть обеспечены:

автоматизированными рабочими местами, оснащенными современной вычислительной техникой;

информационно-телекоммуникационной сетью;

базами данных, предназначенными для удобного использования;

компьютерными технологиями поиска, обработки, анализа и коллективного использования информации правового характера.

Названная информационно-технологическая инфраструктура обеспечения правотворческого процесса составляет основу информатизации правотворческого процесса.

В соответствии с этим основными задачами информатизации правотворческого процесса являются:

оснащение работников правотворческих органов современной вычислительной техникой поиска и обработки информации;

формирование массива информационных ресурсов (баз данных);

создание высокоэффективной информационно-телекоммуникационной сети, предназначенной для передачи информации и коллективной работы с документами;

внедрение и использование информационных технологий разработки, обсуждения и принятия текстов нормативных правовых актов;

обучение депутатов и персонала правотворческих органов навыкам работы с автоматизированными информационными системами.

Реализация задач информатизации правотворческой деятельности состоит из конкретной деятельности по созданию материальных, организационных и технологических условий информационного обеспечения соответствующего органа – субъекта правотворческой деятельности.

В соответствии с Конституцией РФ Совет Федерации и Государственная Дума выполняет самостоятельные законодательные функции Федерального Собрания и каждая из них руководствуется конституционно установленными полномочиями и федеральными законами:

Государственная Дума принимает законы;

Совет Федерации рассматривает и одобряет принятые законы на предмет их соответствия Конституции РФ, федеральным законам, а также федеративным интересам.

Учитывая специфику интересов республик, областей и других субъектов Российской Федерации, в Совете Федерации формируется информационный массив о деятельности регионов и автоматизированная информационная система взаимодействия с ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: