Информатизация правотворческой деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

В соответствии с Концепцией развития информационно-коммуникационной системы Совета Федерации до 2010 года процесс информационного обеспечения правотворческой деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) направлен на удовлетворение его информационных потребностей и выражается в создании информационных условий работы членов Совета Федерации, комитетов и комиссий, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации.

В соответствии с основными задачами информационного обеспечения верхней палаты парламента (обеспечение информационными ресурсами, использование информационных технологий планирования, делопроизводства, аналитической деятельности, процедур обсуждения закона на заседания Совета Федерации и др.) разработаны соответствующие информационные системы:

информационный фонд Совета Федерации;

система электронного документооборота;

ситуационный центр Совета Федерации;

Информационный фонд Совета Федерации

Основу информационного обеспечения составляют базы данных, электронные справочники, архивы и гипертексты, в совокупности образующие информационный фонд Совета Федерации. В его структуре выделяются три уровня обработки информации:

верхний - информационный фонд Совета Федерации, включающий централизованные и региональные информационные ресурсы общего назначения, обеспечивающие решение задач верхней палаты парламента в целом и его отдельных подразделений;

средний - локальные информационные фонды, обеспечивающие выполнение функций структурных подразделений Совета Федерации, т.е. комитетов, комиссий, Аппарата Совета Федерации;

нижний - индивидуальные информационные фонды членов Совета Федерации и сотрудников Аппарата.

По содержанию информации базы данных классифицируются на правовые, экономико-статистические, справочно-аналитические.

Правовые формируются в соответствующих подразделениях Совета Федерации и его Аппарата, а также в результате информационного взаимодействия с Государственной Думой, Администрацией Президента РФ и Аппаратом Правительства РФ, Министерством юстиции РФ и др. государственными органами.

Базы данных экономико-статистической информации формируются и обновляются с установленной периодичностью Госкомстатом России, органами СНГ, ФСО России, Центробанком России и др.

Базы данных справочно-аналитического характера содержат информационные материалы пользователей и данные, поступающие из информационно-аналитических служб Администрации Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств, агентств, научных организаций, периодической печати, а также из региональных центров.

Такие базы данных представлены двумя группами - информационными и служебными. Первые содержат сведения о документах, разрабатываемых и принимаемых Советом Федерации, стенографическая информация о ходе обсуждения вопросов в комитетах, комиссиях, на заседаниях, сведения о составах и планах работ комитетов, комиссий, кадровые данные, справочники и др. Служебные базы данных включают различные виды информации списочного характера (словари, классификаторы, рубрикаторы и др.).

Автоматизированная информационная система документооборота

Внедрение электронного документооборота снижает затраты на ведение бумажного документооборота, повышает эффективность и прозрачность управления, централизованного контроля за исполнением поручений по документам, оперативность прохождения и согласования документов, обеспечивает создание информационных ресурсов и снижает время на поиск информации.

В целях внедрения электронного документооборота в Совете Федерации введен в эксплуатацию комплекс средств автоматизации различных процессов:

средства создания текстовых файлов и электронных документов, модификации документов на бумажных носителях в электронные (текстовые процессоры, графические редакторы, средства сканирования и распознавания документов, средства поточного перевода бумажных документов в электронные и пр.);

средства автоматизации делопроизводства, обеспечивающие оформление и регистрацию документов, контроль за их прохождением, подготовку к отправке исходящих документов;

средства формирования и хранения архивного электронного фонда Совета Федерации;

средства отображения информации: виртуальный читальный зал, автоматизированные рабочие места в залах заседаний Совета Федерации и других рабочих помещениях;

средства поиска информации в электронном виде.

Важную роль в информационном обеспечении законодательной деятельности Совета Федерации играют сбор и отображение информации, осуществляемые комплексами технологических электронных систем. Данные системы осуществляют сбор информации во время проведения мероприятий с последующим архивированием в установленном порядке, отображение информации, подготовленной для конкретного мероприятия, в помещениях Совета Федерации и обеспечение внутренних процедур законодательного процесса.

Распоряжением Председателя Совета Федерации от 6 мая 2005 г. N 205рп-СФ утвержден Порядок использования комплексов технологических электронных систем при проведении мероприятий Совета Федерации, определяющий состав и порядок использования каждого элемента комплексов технологических электронных систем, используемых при проведении мероприятий Совета Федерации (151). К мероприятиям Совета Федерации относятся заседания Совета Федерации и Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, совещания, протокольные мероприятия и др.

В настоящее время завершается введение в эксплуатацию последнего программно-технического комплекса, обеспечивающего подписание и проверку подлинности электронных цифровых подписей в документах, представленных в электронном виде.

Порядок организации электронного документооборота в Совете Федерации определяет:

правила документирования информации на машинных носителях, документооборота текстовых файлов, электронных образов документов и электронных документов в подсистеме автоматизированного документооборота и делопроизводства "Дело-ТСФ";

правила создания электронной цифровой подписи в электронных документах Совета Федерации;

правила работы с текстовыми файлами, электронными образами документов и электронными документами в комитетах и комиссиях Совета Федерации, структурных подразделениях Аппарата Совета Федерации с использованием комплексов, технологических и прикладных информационных систем информационно-коммуникационной системы Совета Федерации (152).

Все документы по вопросам, включенным в повестку дня заседания Совета Федерации, доступны в электронном виде на компьютерах, установленных на рабочих местах членов Совета Федерации в зале заседаний Совета Федерации и кабинетах. Это позволяет экономить тонны бумаги, а экономия финансовых средств, учитывая затраты на бумагу, расходные материалы и техническое обслуживание, составляет несколько миллионов рублей (152).

В дальнейшем предусматривается отказ от использования бумажных носителей при подготовке и проведении заседаний Совета палаты и полностью перевести внутренний документооборот в электронный вид, что позволят сократить на 50% количество документов на бумажных носителях, используемых ранее.

Ситуационный центр Совета Федерации

Основными целями Ситуационного центра Совета Федерации являются:

обеспечение непрерывного мониторинга информации в законодательной области, по актуальным социально-экономическим и общественно-политическим проблемам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, международной проблематике;

обеспечение информационной поддержки системного и ситуационного анализа правового, политического, социального, экономического, экологического и иных положений в стране, выработка вариантов решений, обеспечивающих достижение поставленных целей с оценкой необходимых сил, средств и ресурсов, на основе анализа и моделирования сценариев ситуаций;

обеспечение подготовки информационно-аналитических материалов и прогнозирование развития ситуации на основе анализа и обработки информации, визуализация материалов;

проведение сравнительной оценки вариантов правовых решений, обоснование стратегических планов и программ;

сокращение времени, необходимого для оценки и понимания правовой ситуации;

моделирование последствий принимаемых правовых решений, их экспертная оценка и оптимизация по заданным критериям;

организация накопления, обработки и анализа правовой информации и обеспечение доступа к информационным ресурсам органов законодательной и исполнительной власти.

В качестве подсистемы визуализации результатов аналитической обработки информационных массивов, в том числе мультимедийной информации, выступают комплексы технологических электронных систем при проведении мероприятий Совета Федерации. Ситуационный центр, интегрированный с созданными комплексами технологических электронных систем и информационными ресурсами, позволят визуализировать (демонстрировать) прогнозы по рассматриваемым законам и законопроектам. Например, при принятии решений об одобрении соответствующих законов в зале заседания Совета Федерации или Совета палаты можно отображать результаты анализа и прогнозирования на соответствующие мониторы (153).

Интернет-сайт Совета Федерации как важный технологический инструмент поддержки законодательной деятельности используется не только как внешнее представление информации, но и как площадка для обсуждения законопроектов по насущным проблемам жизни страны. В частности, важным является то обстоятельство, что с февраля 2007 года в сети Интернет начаты прямые трансляции заседаний Совета Федерации. Создан специальный видеоархив заседаний.

По его словам, многое сделано для работы членов Совета Федерации. В частности, единая система «Календарь мероприятий» на корпоративном интернет-сайте позволяет быть в курсе событий палаты даже во время работы в регионах.

Процесс информатизации Совета Федерации организуется Управлением информационного и документационного обеспечения Аппарата Совета Федерации. В настоящее время им разрабатывается проект Концепции развития информационно-коммуникационной системы Совета Федерации до 2015 года. Этим документом предусматриваются внедрение системы цифрового телевидения, дальнейшая модернизация технологических систем обеспечения информационной и документационной поддержки заседаний Совета Федерации, системы видеоконференцсвязи и др. (154).

Вопросы для контроля:

1.Роль и значение информационной инфраструктуры правотворческой деятельности

2.Особенности информационных систем Государственной Думы

3.Информационные системы правотворческой деятельности Совета Федерации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: