Основные понятия: воспитательная система, структура воспитательной системы, этапы становления воспитательной системы, компоненты воспитательной системы
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1)Понятие воспитательной системы (ВС), ее признаки.
2) Структура воспитательной системы ОУ.
3)Этапы становления воспитательной системы (ВС) образовательного учреждения.
4) Развитие ВС: источники, этапы, условия.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – лабораторно-практическое занятие. Методы обучения, используемые на практическом занятии – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебных пособий, сообщения, презентации студентов, дополнение «Словаря педагогических терминов».
Литература
Основная:
1. Безрукова, В.С.Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013.
2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.- 624 с.
3. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании / М.А. Гончарова. – М.: КНОРУС, 2006. – 480 с.
4. Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.
5. Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2012.
6. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.
7. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.
8. Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.
9. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Изд центр «Академия», 2006. – 384 с.
Дополнительная
1. Гуров, В.Н., Степанов, С.В. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений. – Ставрополь, 2001.
2. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие.- Спб.: Питер, 2010. – 352с.: ил.
3. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов. /Под ред П.И.Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2008.
4. Рудакова И.А. Основы управления педагогическими системами / И.А. Рудакова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 280 с.
5. Симонов В.П. Управление в социальных (педагогических) системах. - М., 2005
6. Управление школой: Словарь-справочник руководителя образовательного учреждения /Под.редакцией А.М.Моисеева, А.А.Хвана. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Задания для СРС
1. Напишите педагогическое эссе на тему: «Ценности, лежащие в основе воспитательной системы (ВС) школы, образовательного учреждения».
2. Проранжируйте названные Вами ценности постепени значимости на Ваш взгляд.
3. Проанализируйте, используя свой опыт педагогической практики в школе, и назовите какие проблемы организации воспитательной системы существуют в современной школе.
4. Опишите структуру воспитательной системы школы, ДОУ (учитывая опыт педагогической и летней педпрактики), оформите в виде схемы или таблицы, в которую войдут компоненты: концепции, принципы, педагогические теории, дидактическая подструктура, воспитательная подструктура и др. значимые на Ваш взгляд компоненты.
5. Ответьте на вопрос: «Насколько эффективно будет функционировать школа, ОУ с четко организацией всех происходящих в ней процессов, если у нее нет конкретной воспитательной системы?». Обоснуйте свой ответ аргументами.
6. Составьте резюме по вопросам:
- что понимается под Воспитательной Системой ОУ;
- как взаимосвязаны ВС и ЦПП;
- какими признаками обладает ВС;
- основные компоненты ВС;
- этапы становления ВС.
Планы и содержание лабораторно-практических занятий