Практическое занятие № 3

Лексическая и морфологическая норма.

1. Объяснить причины неблагозвучия в следующих предложениях:

Какая река так широка, как Ока? Я недавно был у нее и у ее брата. Он же ребенок. Лезет пыль в глаза, за воротник, в рот. Его раздражали люди, прибывшие недавно, проработавшие недолго, говорившие много, слушавшие невнимательно.

2. Выявить причины неправильного использования фразеологических единиц:

Взять себе львиную часть; приподнять занавес над этой историей; результаты не замедлили себя ждать; положить в долгий ящик.

3. Привести примеры из художественной литературы, газет, журналов, которые можно расценивать как случаи авторской обработки фразеологических единиц; подумать над целесообразностью их использования.

4. Опираясь на данные словарей, определить род несклоняемых существительных, значение слова и употребить их в контексте:

Алоэ, статус-кво, пенальти, салями, визави, протеже, инкогнито, жюри, шимпанзе, иваси, Капри.

5. Пользуясь словарями (Александрова З.В. Словарь синонимов русского языка. М., 1986; Словарь синонимов русского языка: В 2-х т. /Под ред. А.П. Евгеньевой. Л., 1970-1971; Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1978; Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1976; Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. А.И. Молоткова. М., 1986; Современный словарь иностранных слов. М., 1993; Псковский областной словарь с историческими данными: т. 1-21. СПб., 1967-2009), письменно ответить на следующие вопросы: а) какие сведения можно узнать из данного словаря; б) структура словарной статьи (привести пример); в) система помет.

6. Выбрать по 2-3 примера наиболее интересных или трудных для Вас примеров из каждого словаря.

Практическое занятие № 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: