Основные проблемы:
1. Церковь и государство в эпоху становления Московской Руси:
а) духовные искания и общественные идеалы «иосифлян» и «нестяжателей»; их взаимоотношения с государственной властью;
б) ереси конца XIV – начала XVI в.;
в) Церковь и государство в эпоху Ивана IV и в «Смутное время»;
г) Церковь и государство в эпоху первых Романовых; церковный раскол XVII в. и его общественный резонанс.
2. Факторы становления национального самосознания в Московской Руси:
а) теория «Москва – третий Рим»;
б) произведения общественно-политической публицистики.
Темы докладов и рефератов:
1. Ереси и внутрицерковные дискуссии в Московской Руси.
2. Историческая драма церковного раскола: Патриарх Никон и протопоп Аввакум.
Определите и выпишите в глоссарий понятия: исихазм, автокефалия, ересь, нестяжательство, иосифлянство, церковный раскол.
Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: Сергий Радонежский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, патриарх Иов, патриарх Гермоген, патриарх Никон, протопоп Аввакум.
Литература [основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6 – 8, 11 – 13, 16, 18, 19, 22, 23, 25]
При изучении первого вопроса необходимо знать, что в 1439 г. на Вселенском соборе во Флоренции была заключена уния между православной и католической церквами. В работе собора принимал участие митрополит Руси. Однако он был арестован Василием II за поддержку унии. Лишь через 7 лет собор русских епископов избрал нового митрооплита – не присланного из Константинополя, а рязанского епископа Иону. В 1453 г. после падения Константинополя под ударами турок-османов право выбора русского митрополита окончательно перешло к епископату на Руси. Началась автокефалия русской церкви.
Вторая половина XIV-XV вв. – время острых религиозных споров. Еще в XIV в. на Руси появляются ереси. Ереси – это религиозные учения, противоречащие ортодоксальным догматам церкви. В 70-е гг. в Новгороде возникла ересь стригольников. Идеи стригольников содержали социальный протест – они выступали против закрепощения свободных людей. Во второй половине XV в. появляется ересь, получившая название «жидовствующие». Против еретичества решительно боролась церковь. В 1490 г. ересь была осуждена церковным собором в Москве, а в 1504 г. церковный собор осудил еретиков на смерть.
В центре спора «иосифлян и нестяжателей стоял вопрос о церковных богатствах. Теория нестяжательства зародилась в конце XV в. Идеологом был Нил Сорский, настаивающий на ведении аскетического образа жизни священников и отказа от мирских удовольствий. Монастырское землевладение он считал вредом и требовал его ликвидации. Его оппонентом стал настоятель Волоцкого монастыря Иосиф Волоцкий, а его последователи получили название «иосифляне». Между нестяжателями и иосифлянами развернулась борьба, продолжавшаяся до середины XVI в. и завершившаяся победой последних.
По инициативе Ивана Грозного в 1551 г. был созван Собор русской православной церкви, получивший название Стоглавого. Решения этого собора, собранные в сто глав, отразили перемены, связанные с централизацией государства.
Церковная реформа 1650-ч – 1660-х гг. началась с исправления богослужебных книг, унификации церковных обрядов и вылилось в церковный раскол. Часть духовенства во главе с патриархом Никоном отстаивала необходимость унификации по греческим образцам, другая часть, предводителем которой стал Аввакум – древнерусским. Особое внимание при изучении этой проблемы необходимо обратить на на изменения в духовной сфере, вызванные расколом церкви.
При изучении второго вопроса следует определить что такое «национальное самосознание», каково его значение для государства. Тезис «Москва – Третий Рим» представлял исторический процесс как смену мировых царств. Первый Рим – Вечный город – погиб из-за ереси, Второй Рим – Константинополь – из-за унии с католиками, Третий Рим – Москва – истинный хранитель христианства.
Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержаться в сочинениях И.С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и А. Курбского.