Цели занятия:
1. Актуализировать знания студентов и видах и формах научно-исследовательской работы магистрантов.
2. Создать условия для освоения обучающимися основных форм научно-исследовательской работы (изучение литературы и составление библиографического списка, аннотирование, реферирование, составление плана информационного текста, сотсавление тезисов, конспектирование).
3. Познакомить учащихся с логикой, методикой изложения и апробацией результатов научного исследования.
1. Вопросы для самоподготовки:
1. Замысел, структура и логика проведения психолого-педагогического исследования (1 этап (выбор проблемы, темы, определение объекта, предмета, цели и задач исследования, постановка гипотезы), 2 этап (выбор методов и методик исследования, проверка гипотезы, формулирование и уточнение предварительных выводов, обоснование заключительных выводов и формулирование рекомендаций), 3 этап (внедрение полученных результатов в практику – формирующий эксперимент, апробация, литературное оформление работы)).
2. Интерпретация, апробация и внедрение полученных результатов исследования.
3. Основные требования к содержанию излагаемого исследовательского материала по В. И. Загвязинскому.
4. Литературное оформление результатов научного труда.
2. Ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Что представляет собой замысел психолого-педагогического исследования?
2. Почему логика каждого исследования всегда носит специфический характер?
3. Из чего следует исходить, определяя тему, объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования? Какая связь существует между названными компонентами научного аппарата исследования?
4. Сформулируйте определение понятия «методика исследования» Обоснуйте положение о том, что методика психолого-педагогического исследования всегда конкретна и уникальна.
5. Что следует понимать под систематизацией результатов исследования? Какая процедура лежит в основе их интерпретации? Для каких целей проводится апробация результатов научной работы?
6. Какие этапы предусматривает процесс внедрения результатов исследования в педагогическую практику?
7. Перечислите требования, которые предъявляются к содержанию логике и методике изложения исследовательского материала в научной работе. Из каких основных частей состоит научная работа?
8. Напишите эссе на тему: «По каким критериям я выбираю тему магистерской работы», объем 0,5-1 страница текста А 4.
Литература:
1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы / А.Ф.Ануфриев. – М.: Ось-89, 2004. – 112 с.
2. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие для вузов / Б.С.Волков, Н.В.Волкова, А.В.Губанов; научн. ред. Б.С.Волков. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 352 с.
3. Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления / И.Н.Кузнецов. – Минск, 1998. ‑ 272 с.
4. Кузнецов И. Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление / Игорь Николаевич Кузнецов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2006. – 460 с.
5. Куликов Л. В. Психологическое исследование: метод. рекомендации по проведению / Л. В. Куликов. – СПб.: Наука, 1994. – 145 с.
6. Методы исследований и организация экспериментов / Под ред. проф. К.П. Власова.—Х.: Изд-во «Гуманитарный центр», 2002. – 256 с.
7. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И.Образцов. — СПб.: Питер, 2004. — 268 с: ил. — (Серия «Краткий курс»).
8. Подольская Е. А. Практикум по логике и методологии научного познания / Е.А.Подольская, О.Н.Куликова. ‑ X.: Изд-во НфаУ, 2000. ‑ 52 с.
9. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: учебное пособие / Р.А.Сабитов. – Челябинск: Челяб. гос.ун-т., 2002. – 138 с.
10. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: учеб.-методич. пособ. / Умберто Эко; пер. с ит. Е. Костюкович. – М.: Университет, 2003. – 240 с.