Практическое занятие 1.
Тема: «Организация научного исследования в ВУЗе».
Цели занятия:
1. Закрепить знания обучающихся о научном исследовании и его организации в ВУЗе.
2. Познакомить обучающихся с основами научного исследования, требованиями государственных стандартов, условиями научных конкурсов и других нормативных документов по организации и проведению научных исследований.
3. Познакомить обучающихся с организационной структурой управления научно-исследовательской деятельностью в ГОУ ВПО «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко».
4. Ознакомить магистрантов с научными мероприятиями, которые запланированы к проведению на базе кафедры в течение учебного года.
1. Вопросы для самоподготовки:
1. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области коррекционной педагогики и психологии (стихийно-эмпирическое и научное познание).
2. Виды научных исследований в области коррекционной педагогики и психологии.
|
|
3. Компоненты научного аппарата психолого-педагогигического исследования (проблема исследования, тема исследования, его актуальность, объект и предмет исследования, цельи задачи исследования, гипотеза исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования).
4. Этапы научного исследования.
2. Ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Назовите признаки научного знания.
2. Перечислите и охаратеризуйте типы научного исследования.
3. Охарактеризуйте теоретические методы научного исследования.
4. Назовите и охарактеризуйте этапы научного исследования.
5. Перечислите формы организации научно-исследовательской работы магистранта.
6. Охарактеризуйте эмпирические методы научного исследования.
7. Найдите ошибки в оформлении предложенного Вам библиографического списка:
Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - Л. В. Кузнецова, Переслени Л. И., Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.
2. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского, 2-е изд., испр., — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 464 с.
3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте - учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений, Лебединский В.В.. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
4. Сорокин В. М. Практикум по специальной психологии: учебно-метод. пособ. - В.М.Сорокин, В. Л. Кокоренко; под. научн. ред. Л.М.Шипицыной. СПб.: Издательство «Речь», 2003. 122 с.
|
|
8. Напишите аннотацию предложенной Вам статьи.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ
Проблема делинквентного поведения, является центральной для исследования большинства социальных, психологических, педагогических, криминалогических наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.
Делинквентное поведение как одна из форм девиантного поведения личности подростка является одной из наиболее опасных форм девиаций, проявляющаяся в воздействии на психику несовершеннолетнего целого комплекса отрицательных социально-психологических, психофизиологических факторов, проявляющихся в семейном неблагополучии, акцентуированности черт характера, психотравмирующими факторами, ситуационными особенностями и как следствие совершения различной тяжести правонарушений.
Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности умственно отсталых подростков. Рост числа деликтов, совершаемых умственно отсталыми молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты у умственно отсталых, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.
Делинквентное поведение у умственно отсталых - патохарактеристическая реакция у подростков, проявляющаяся в совершении ими различных проступков, провинностей, мелких правонарушений.
Целью экспериментального исследования было изучение деликвентного поведения у умственно отсталых подростков. В экспериментальном исследовании принимало участие 25 человек в возрасте 13-16 лет. Исследование проходило на базе Луганской средней общеобразовательной школы I-III ступеней № 45.
В процессе диагностики мы использовали следующие методики:
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), Карта наблюдений (Д. Стотт), Шкала принятия других (В. Фейа), Шкала доверия (М. Розенберг), Шкала враждебности (В. Кук-Д. Медлей), Шкала манипулятивного отношения" (Т. Бант), Тест Эллиса, Опросник EPI для оценки экстраверсии и нейротизма (Г. Айзенк), "Дом. Дерево. Человек" (Дж. Бук), Тест оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер).
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению показала, что подростки не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. Наиболее выражены в целом по выборке показатели склонности к к саморазрушающему, аддиктивному поведению, к агрессии и насилию, к преодолению норм и правил. Результаты изучения шкалы «Склонность к делинквентному поведению» показывают «делинквентный потенциал», который при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка, низкий уровень социального контроля. Показатели шкалы «Волевой контроль эмоциональных реакций» свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Также у подростков имеются предрасположенность к аддиктивному поведению (отношение к наркотикам, алкоголю), признаки неуправляемой эмоциональной возбудимости. Склонность к интернет - и социальной зависимости невысокая, находится в стадии формирования.
Полученные данные свидетельствуют о том, что количество учеников с отсутствием эмоционального напряжения и низким уровнем его является подавляющим (в общей сложности это 85,5%). Отсутствуют дети с очень высоким уровнем эмоционального напряжения. Только у одного ученика высокий уровень эмоционального напряжения сопряжен с высоким КД.
|
|
По результатам опросника В. Фейя было выявлено, что у 20% испытуемых преобладает низкий показатель принятия других, у 32% - средний показатель с тенденцией к низкому, 28% показало средний показатель с тенденцией к высокому, и 20% респондентов – высокий уровень принятия других.
Методика «Экспресс-диагностика доверия (по шкале Розенберга)» дала следующие результаты: большинство испытуемых имеют средний показатель доверия, что, в принципе, является положительным.
Следующая методика Шкала враждебности (В. Кук-Д. Медлей): следует акцентировать внимание на довольно высокий показатель агрессивности среди школьников.
Результаты шестой методики - Шкала манипулятивного отношения" (Т.Бант) позволяют констатировать, что при диагностике показателя манипулятивного отношения у четырех человек (16%) обнаружен низкий показатель манипулятивного отношения, у семерых (28%) - средний показатель с тенденцией к низкому, у девяти (36%) – средний показатель с тенденцией к высокому, у пятерых (20%) – высокий показатель манипулятивного отношения.
Проанализируем итоги седьмой методики – теста А.Эллиса. По результатам ответов респондентов на вопросы теста получаем следующую картину.
Данные указывают на то, что у респондентов присутствует довольно высокий уровень иррационализации.
Рассмотрим результаты следующей методики - Опросника EPI для оценки экстраверсии и нейротизма (Г. Айзенк).
Опираясь на полученные данные можно сказать, что в группе опрошенных к экстравертам можно отнести 25%, к потенциальным экстравертам – 35%.
Среди опрошенных не нашлось потенциальных интровертов и интровертов в общем. 30% являются амбивертами.
На третьем этапе диагностики, основываясь на уже полученных результатах, было проведено соответствие каждого испытуемого с типам темперамента.
|
|
Из полученных результатов видно, что в данной группе испытуемых холерическому типу личности соответствуют 35% опрошенных
К сангвиникам можно отнести 35% испытуемых, флегматичному типу соответствуют 15% опрошенных, к меланхоличному типу относятся 5% испытуемых.
По полученным данным, можно сказать о том, что половина опрошенных школьников (50%) относятся к типам темперамента: сангвиник и флегматик, которым характерны уравновешенный тип нервной системы и эмоциональная устойчивость, 60% опрошенных ориентированы на внешний мир, т.е. являются экстравертами.
Анализируя полученные данные последнего теста - оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер), следует обратить внимание на то, что у испытуемых представлены высокие баллы практически по всем шкалам (больше 3 баллов).
Качественный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что по шкалам физическая агрессия, негативизм и словесная агрессия уровень выраженности шкал имеет наибольшее значение, выражающееся в среднем арифметическом на уровне
Анализируя получены данные, следует сделать вывод о том, что у 70% испытуемых учеников показатели агрессивности в межличностных отношениях больше уровня 45 баллов, что характеризует их поведение как прямолинейное, агрессивное.
В процессе проведения данных методик, можно сделать вывод, что снижению уровня деликвентного поведения будет способствовать: проведение тренингов на позитивное мышление, повышение самооценки; проведение тренингов на конструктивное разрешение проблемных ситуаций; проведение тренингов на коммуникативную компетентность и адаптацию к социуму; просмотр фильмов, посвященных агрессивности и конструктивному поведению в социуме и совместная их рефлексия (кинотерапия); задействование девиантных детей в театральных постановках; сказкотерапия.
Литература:
1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы / А.Ф.Ануфриев. – М.: Ось-89, 2004. – 112 с.
2. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие для вузов / Б.С.Волков, Н.В.Волкова, А.В.Губанов; научн. ред. Б.С.Волков. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 352 с.
3. Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления / И.Н.Кузнецов. – Минск, 1998. ‑ 272 с.
4. Кузнецов И. Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление / Игорь Николаевич Кузнецов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2006. – 460 с.
5. Куликов Л. В. Психологическое исследование: метод. рекомендации по проведению / Л. В. Куликов. – СПб.: Наука, 1994. – 145 с.
6. Методы исследований и организация экспериментов / Под ред. проф. К.П. Власова.—Х.: Изд-во «Гуманитарный центр», 2002. – 256 с.
7. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И.Образцов. — СПб.: Питер, 2004. — 268 с: ил. — (Серия «Краткий курс»).
8. Подольская Е. А. Практикум по логике и методологии научного познания / Е.А.Подольская, О.Н.Куликова. ‑ X.: Изд-во НфаУ, 2000. ‑ 52 с.
9. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: учебное пособие / Р.А.Сабитов. – Челябинск: Челяб. гос.ун-т., 2002. – 138 с.
10. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: учеб.-методич. пособ. / Умберто Эко; пер. с ит. Е. Костюкович. – М.: Университет, 2003. – 240 с.