Информационный лист
«Вторая фаза коммуникации — ориентация и умение слушать собеседника»
II фаза коммуникации — ориентация
Цель этой фазы беседы — выяснить суть проблемы, интересы, позиции, точки зрения собеседников. Для достижения основной цели фазы решаются задачи:
1) получения полной информации о проблеме;
2) передачи запланированной информации собеседнику;
3) выяснения интересов, мотивов и позиций собеседника;
4) анализа парциальных противоречий интересов, мнений;
5) определения, какие из собственных и интересов собеседника можно удовлетворить;
6) определения сил и средств, имеющихся в распоряжении;
7) выяснения того, какие еще надо решать проблемы;
8) поддержания контакта с собеседником.
Способами реализации этих задач могут быть приемы слушания собеседника (активного, рефлексивного в большей мере), техники поддержания контакта, аргументации своей точки зрения.
.
Итак, чтобы развить умение слушать нео бходимо:
1) сдерживать себя в попытке прервать собеседника;
2) дать ему время высказаться свободно и не торопясь;
3) не отвлекаться, не концентрировать внимание на внешности, на выразительных средствах собеседника;
4) не настраивать себя заранее на то, что беседа будет пустой и
неинтересной;
5) сосредоточиться только на том, чтобы понять, о чем говорит
собеседник;
6)спокойно реагировать на высказывания собеседника;
7)не оценивать то, что сказал собеседник;
8)преждевременно не интерпретировать его высказывания;
9)не выражать свое согласие или несогласие со словами собеседника;
10)забыть о себе: о своих интересах, ощущениях в теле, мыслях, переживаниях, полностью окунуться в то, что говорит собеседник;
11)«залезть в чужую шкуру», или «мокасины», как говорят американцы.
Рефлексия — это осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению, знание того, как другой понимает его.