Ориентировочные основы «Техники активного слушания»

Итак, на второй фазе беседы уместно использовать техники актив­ного (рефлексивного) слушания, поскольку они способствуют ори­ентации в проблемах, интересах, мотивах и позициях собеседников.

1. Выяснение (расспрос): заключается в обращении к говоряще­му или собеседнику за уточнениями с помощью вопросов.

· открытые вопросы: они требуют дополнения информации к первоначальному сообщению. Пример: «Какие у Вас будут предложения по данному вопросу?»

· закрытые вопросы: требуют ответов в форме «да» или «нет».
Пример: «Вы согласны с нашим предложением закончить эту работу завтра?»

2. Перефразирование: заключается в повторении высказывания собеседника своими собственными словами, словами слушающе­го. Бывает в двух формах:

· Пересказ: ваша собственная формулировка сообщения гово­рящего (собеседника) в деталях, подробная. Примеры: «Если я Вас правильно понял, то...», «Другими словами, Вы счита­ете, что...» дальше идет пересказ слов собеседника.

· Резюме: ваша собственная формулировка сообщения (вы­сказывания) говорящего (собеседника) в сокращенном, обоб­щенном виде. Или выбираются главные, существенные мо­менты: главная мысль, главное противоречие. Пример: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Та­ким образом, Вы считаете, что...», дальше Вы своими слова­ми делаете обобщение или выделяете главную мысль, про­тиворечие, опираясь только на слова собеседника.

3. Развитие мыслей состоит в вашей попытке дать направление
развитию мыслей, доводов собеседника для того, чтобы они стали
более понятными.

· Логическое следствие: Вы высказываете предположения от­носительно того, что может следовать из слов собеседника, устанавливая при этом причинно-следственную связь. При­
мер: «Если исходить из сказанного Вы, получается, что...», дальше идут Ваши предположения

· Интерпретация слов собеседника: выдвигаются предположения
относительно причин высказываний собеседника. Пример:
«Вы так считаете, видимо, потому что...», дальше следуют Ваши предположения относительно мотивов, истинной по­зиции, более глубинных причин высказываний собеседника.

4. Вербализация (отражение) чувств собеседников состоит в вы­сказывании об эмоциональном состоянии одного из собеседников на момент беседы.

· Сообщение о своем восприятии собеседника, его чувств, эмо­ционального состояния. Примеры: «Мне кажется, Вы чув­ствуете себя несколько встревоженным в связи с тем, что Вы сказали о...»

· Сообщение о своем эмоциональном состоянии во время бесе­ды. Пример: «Меня несколько смущают Ваши слова о том, что...»

· Сообщение о своем восприятии хода беседы. Примеры: «Мне кажется, наш разговор несколько затянулся, мы топчемся на месте: мы вновь и вновь возвращаемся к вопросу о...»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: