Итак, на второй фазе беседы уместно использовать техники активного (рефлексивного) слушания, поскольку они способствуют ориентации в проблемах, интересах, мотивах и позициях собеседников.
1. Выяснение (расспрос): заключается в обращении к говорящему или собеседнику за уточнениями с помощью вопросов.
· открытые вопросы: они требуют дополнения информации к первоначальному сообщению. Пример: «Какие у Вас будут предложения по данному вопросу?»
· закрытые вопросы: требуют ответов в форме «да» или «нет».
Пример: «Вы согласны с нашим предложением закончить эту работу завтра?»
2. Перефразирование: заключается в повторении высказывания собеседника своими собственными словами, словами слушающего. Бывает в двух формах:
· Пересказ: ваша собственная формулировка сообщения говорящего (собеседника) в деталях, подробная. Примеры: «Если я Вас правильно понял, то...», «Другими словами, Вы считаете, что...» дальше идет пересказ слов собеседника.
· Резюме: ваша собственная формулировка сообщения (высказывания) говорящего (собеседника) в сокращенном, обобщенном виде. Или выбираются главные, существенные моменты: главная мысль, главное противоречие. Пример: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Таким образом, Вы считаете, что...», дальше Вы своими словами делаете обобщение или выделяете главную мысль, противоречие, опираясь только на слова собеседника.
|
|
3. Развитие мыслей состоит в вашей попытке дать направление
развитию мыслей, доводов собеседника для того, чтобы они стали
более понятными.
· Логическое следствие: Вы высказываете предположения относительно того, что может следовать из слов собеседника, устанавливая при этом причинно-следственную связь. При
мер: «Если исходить из сказанного Вы, получается, что...», дальше идут Ваши предположения
· Интерпретация слов собеседника: выдвигаются предположения
относительно причин высказываний собеседника. Пример:
«Вы так считаете, видимо, потому что...», дальше следуют Ваши предположения относительно мотивов, истинной позиции, более глубинных причин высказываний собеседника.
4. Вербализация (отражение) чувств собеседников состоит в высказывании об эмоциональном состоянии одного из собеседников на момент беседы.
· Сообщение о своем восприятии собеседника, его чувств, эмоционального состояния. Примеры: «Мне кажется, Вы чувствуете себя несколько встревоженным в связи с тем, что Вы сказали о...»
· Сообщение о своем эмоциональном состоянии во время беседы. Пример: «Меня несколько смущают Ваши слова о том, что...»
· Сообщение о своем восприятии хода беседы. Примеры: «Мне кажется, наш разговор несколько затянулся, мы топчемся на месте: мы вновь и вновь возвращаемся к вопросу о...»