Это настолько очевидно, что не нуждается в комментариях. Добавим только, что, наоборот, хвалить лучше всего при свидетелях.
Помните: ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции.
Цель критики — чтобы критикуемый признал свои ошибки. Для него это означает поражение, капитуляцию в борьбе честолюбий. Чтобы облегчить согласие на капитуляцию, сделайте ее условия не унизительными (сокрушительная критика), а почетными (совместный поиск выхода из ситуации).
Надеюсь, читатель тут же вспомнит третье правило убеждения (см. главу 2) — правило Паскаля.
Не копите претензии, излагайте их сразу после обнаружения тех или иных недостатков.
Чем оперативней коррекция, тем она более действенна и легче осуществима. Кроме того, в малых дозах критика «переваривается» лучше.
Прежде чем критиковать, посмотрите, нет ли тут вашей вины.
Правильно ли вы обозначили цель? По силам ли человеку ваше задание? Был ли он информирован о мере ответственности за его выполнение и поощрении в случае успеха?
Еще Демокрит говорил: «Постыдно чужие недостатки тщательно примечать, а на свои не обращать внимания».
Тем, кто болезненно переносит любую критику, адресуем несколько замечательных высказываний: «Наши слабости нам уже не вредят, когда мы их знаем» (Г. Лихтенберг); «Мудрый человек всегда на стороне тех, кто нападает на него; он заинтересован больше их в обнаружении своих слабостей» (Р. Эмерсон).
КАК, НЕ ОБИДЕВ СОБЕСЕДНИКА, ПРЕКРАТИТЬ РАЗГОВОР
Признак ума — предотвратить обиду.
Демокрит
Цена бестактности
Желание окончить беседу может появиться у собеседников не одновременно. Например: все вопросы уже решены, но одному из собеседников хочется еще поговорить. Продолжать беседу — пустая трата времени, которого и так не хватает. Во-вторых, что еще более важно, снизится эффект от состоявшейся беседы (см. правило 10 в параграфе 6.2). Оборвав же разговор, не считаясь с настроением собеседника, можно обидеть его, испортить впечатление от разговора. А возможно, тем самым и перечеркнуть его результат, это может быть расценено как «деляческое отношение» к рассматриваемому вопросу.
Итак, прервать беседу желательно, и по возможности тактично. Как это сделать?