Содержание

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

(программА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

Направление подготовки: Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: «Практическая психология в образовании»

Уровень ООП: бакалавриат

Казань 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………...3

1. Учебно-ознакомительная адаптационная практика (распределенная) «Погружение в профессиональную среду»……………………………………11

2. Психолого-педагогическая практика (распределенная) «Рефлексивное погружение в профессию» (с контактными часами)………………………….20

3. Психолого-педагогическая практика «Летняя практическая школа»…….27

4. Психолого-педагогическая практика (распределенная) «Психолого-медико-педагогический консилиум»…………………………………………...30

5. Производственная практика «Мастерская практического психолога» (с контактными часами)……………………………………………………………41

6. Список литературы……………………………………………………………47

7. Приложение……………………………………………………………………49
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе профессиональной подготовки практического психолога важная роль принадлежит различным видам практик. Они являются органической частью учебного процесса, обеспечивая соединение теоретической подготовки будущих практических психологов с их практической деятельностью в реальных условиях профессиональной деятельности. В ходе проведения практик студенты знакомятся с основными направлениями деятельности практического психолога, совершенствуют навыки непосредственного взаимодействия с людьми, приобретают опыт психодиагностики, психологического сопровождения образовательный среды и консультирования.

Главная цель психолого-педагогических практик – закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин, приобретение практических навыков и умений самостоятельно решать актуальные профессиональные задачи в сфере психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Задачи психолого-педагогических практик:

- вооружить студентов психолого-педагогическим основам образования в поликультурной среде, биолого-психолого-педагогическим основам развития ребенка;

- формировать навыки психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательной среде;

- установить и укрепить связи теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин адаптивного социокультурного, психофизиологического и инструментального модулей;

- формировать профессиональные качества будущего практического психолога, а также личностные качества специалиста;

- приобщить студентов к непосредственной практической деятельности, формировать у них профессиональные умения и навыки, необходимые для психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

- выработать у студентов творческий, исследовательский подход к психолого-педагогической деятельности, навыки анализа результатов своего труда, потребность в самообразовании.

Психолого-педагогические практики выполняют ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую.

Адаптационная функция практик проявляется в том, что студент не только знакомится с разными видами, условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями образовательных организаций и организаций психологической помощи, но и с основными направлениями, содержанием, формами и способами работы практических психологов, работающих в данных организациях.

Обучающая функция практик состоит в том, что полученные в процессе теоретической подготовки знания проверяются практикой, т.е. находят воплощение в деятельности студента-практиканта. Происходит процесс выработки основных профессиональных компетенций, формирование профессионального сознания. Обучение и профессиональное воспитание осуществляется во время практики во всех видах деятельности.

Воспитывающая функция практик состоит в том, что у будущего специалиста формируются профессиональные качества личности: социальная чувствительность, навыки воздействия на других людей, способность работы над собой и т.д. Начиная работать относительно самостоятельно, студенты понимают, что необходимо постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, так как профессионально-значимые качества требуют постоянного развития.

В теснейшей взаимосвязи с предыдущими функциями находится и функция развивающая. На практиках формируются и развиваются проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование), конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств), организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых) умения студента-практиканта; вырабатываются коммуникативные умения, позволяющие устанавливать контакт с клиентами, взаимодействовать. В ходе практики студент развивается и в личностном, и профессиональном плане. Он учится думать и поступать как профессионал, а не просто ориентируясь на здравый смысл и житейский опыт, осуществлять самоанализ собственной личности, деятельности и общения.

Диагностическая функция практик является одной и важнейших. В реальной производственной деятельности выявляются личностные и профессиональные качества будущего психолога, его сильные и слабые стороны.

Организация практик предполагает учет следующих принципов:

– личностно ориентированный подход, который подразумевает определенную субъектность позиции студента. Сама система взаимоотношений с ним в ходе практики должна носить характер взаимодействия и сотрудничества, он должен иметь возможность высказать свое мнение, получить любую необходимую консультацию, помощь или разъяснение той или иной ситуации или принятых в отношении его решений;

– комплексный характер предполагает, что за время практики студент выполняет все возможные виды деятельности в рамках специфики работы образовательных организаций и организаций психологической помощи;

-систематичность, непрерывность практики, усложнение ее содержания и методов организации от курса к курсу;

– творческий характер практики предполагает, что в ее процессе у студента развиваются исследовательские способности к нестандартной интерпретации производственных процессов и другие. Однако для их проявления студенту должна быть предоставлена определенная самостоятельность, возможность проявить инициативу.

Реализация поставленных задач предполагает формирование у студентов профессиональных умений и навыков.

1. Закрепить на практике, в личном опыте, знания и умения, полученные бакалаврами в процессе изучения дисциплин основной образовательной программы; повысить профессиональную компетентность в соответствии с современными требованиями и стандартами.

2. Приобщить к опыту работы квалифицированных практических психологов; выработать у бакалавров правильное понимание специфики деятельности практического психолога.

3. Сформировать представления о проблемах и профессиональных задачах, стоящих перед психологом-практиком, а также современных способах их решения; закрепить профессиональные умения по планированию, организации, контролю деятельности при решении конкретных профессиональных задач.

4. Развить навыки работы с людьми, обеспечить усвоение этических, социально-психологических, культурных норм межличностного и профессионального взаимодействия.

5. Развить навыки применения психологического инструментария и технологий на практике.

6. Развить навыки научно-исследовательской работы.

7. Развить навыки рефлексии личного опыта, самообразования и самосовершенствования в осуществлении практической деятельности психолога, сформировать адекватную самооценку своих возможностей.

8. Сформировать творческое отношение студентов к труду психолога, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию его в профессиональной деятельности.

Образовательные результаты и компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения психолого-педагогической практики в образовательных организациях разного типа:

Умение выявлять и характеризовать поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития, применяя методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

- способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

- готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

- способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3).

2. Умение оценивать параметры и проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду

- готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

- способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

- способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

3. Освоение и применение психолого-педагогических технологий для адресной работы с различными контингентами учащихся

- готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

- способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

- готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПКПП-9).

4. Умение взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-педагогического сопровождения основных общеобразовательных программ и психолого-медико-педагогического консилиума в целях разработки и реализации программ индивидуального развития ребенка

- способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

- способность осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

- способность эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);

- способность проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).

5. Освоение и адекватное использование специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

- готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

- способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);

- способность проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).

6. Умение формировать у учащихся социокультурные компетенции, психологическую культуру и основы здорового, безопасного образа жизни

- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-3);

- способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4);

- способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-6);

- способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-7);

- владение историческим методом с применением его к оценке социокультурных явлений (ОК-9);

- способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9);

- способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

7. Знание законов развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, теорий и технологий учета возрастных особенностей обучающихся; закономерностей формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенностей, закономерностей развития детских и подростковых сообществ; нормативно-правовых основ сопровождения образовательного процесса

- способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-6)

- способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

- готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11).

8. Владение методами самоопределения и саморазвития в профессиональной деятельности, проектирования траектории своего собственного профессионального роста и личностного развития

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-5);

- способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

- способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

- способность формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8);

- способность использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПКПП-10).

Базами психолого-педагогических практик являются дошкольные образовательные организации; общеобразовательные организации; профессиональные образовательные организации; образовательные организации высшего образования; организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, созданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению психолого-педагогического образования (профиль «Практическая психология в образовании») предусматриваются следующие виды практик:

- учебно-ознакомительная адаптационная практика (распределенная) «Погружение в профессиональную среду» (с контактными часами) – 1 семестр, 3 з.е., 108 ч., по 4 академических часа в течение 15 недель;

- психолого-педагогическая практика (распределенная) «Рефлексивное погружение в профессию» (с контактными часами) – 2 семестр, 3 з.е., 108 ч., по 4 академических часа в течение 12 недель;

- психолого-педагогическая практика «Летняя практическая школа» – 2 семестр, 6 з.е., 216 ч., 4 недели;

- психолого-педагогическая практика (распределенная) «Психолого-медико-педагогический консилиум» (с контактными часами) – 3 семестр, 6 з.е., 216 ч., по 4 академических часа в течение 15 недель;

- производственная практика «Мастерская практического психолога» (с контактными часами) – 4 семестр, 18 з.е., 648 ч., по 4 академических часа в течение 16 недель.

Все виды практики тесно взаимосвязаны, осуществляются в определенной системе и указанной последовательности, обладая большими потенциальными возможностями для профессионального самоопределения.

Обязанности и права студентов в период практики:

Студент в период практики обязан:

- бывать в образовательных организациях и организациях по оказанию психолого-педагогической помощи по 4академических часа ежедневно;

- своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;

- вести дневник практики, в котором фиксировать выполнение заданий, предусмотренных программой практики, а также своевременно предоставить отчетную документацию руководителю психолого-педагогической практики;

- подчиняться правилам внутреннего распорядка организаций, в котором проходит практика;

- выполнять указания старосты группы и руководителя практики.

Студент имеет право:

- обращаться по всем вопросам, касающимся прохождения практики, к ее руководителю;

- вносить предложения по совершенствованию практики;

- сотрудничать со студентами, проходящими практику в других образовательных организациях.

На период практики один из студентов, работающих в данной организации, назначается старостой группы. В его обязанности входит учет посещаемости студентов, общая организация работы группы, выполнение поручений руководителя практики (преподавателя кафедры).

В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, студент может быть отстранен от прохождения практики руководителем практики по представлению психолога учреждения. В этом случае, а также, если он получил неудовлетворительную оценку, студент считается не выполнившим учебный план.

Руководители практики от организации имеют право:

- отстранять от практики недисциплинированных студентов;

- оценивать работу студентов с точки зрения соответствия индивидуальному заданию;

- требовать соблюдения трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка.

Руководители практики от организации обязаны:

- ознакомить студентов с правилами внутреннего распорядка;

- создать условия для продуктивной работы;

- помочь студентам в определении плана и программы практики;

- консультировать студентов в процессе прохождения практики;

- дать письменный отзыв о работе студента-практиканта.

Руководители практики со стороны вуза имеют право:

- отстранять от практики недисциплинированных студентов;

- оценивать работу студентов с точки зрения соответствия индивидуальному заданию;

- требовать соблюдения трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка.

Руководитель практики со стороны вуза обязаны:

1) организует проведение практики в соответствии с утвержденной программой, создаёт условия для её прохождения,

2) направляет студента в соответствующие организации для прохождения практики,

3) совместно со студентом-практикантом составляет индивидуальный план прохождения практики, обеспечивает возможность его выполнения;

4) выборочно посещает мероприятия, в которых участвует студент-практикант, контролирует его работу;

5) консультирует студентов по различным вопросам прохождения практики;

6) проверяет подготовленную студентами отчетную документацию и заверяет ее своей подписью;

7) оценивает работу студентов во время практики;

8) участвует в итоговой конференции по практике, обсуждении отчетов практикантов, выставлении итоговых оценок.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: