ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
(программА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
Направление подготовки: Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки: «Практическая психология в образовании»
Уровень ООП: бакалавриат
Казань 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
1. Учебно-ознакомительная адаптационная практика (распределенная) «Погружение в профессиональную среду»……………………………………11
2. Психолого-педагогическая практика (распределенная) «Рефлексивное погружение в профессию» (с контактными часами)………………………….20
3. Психолого-педагогическая практика «Летняя практическая школа»…….27
4. Психолого-педагогическая практика (распределенная) «Психолого-медико-педагогический консилиум»…………………………………………...30
5. Производственная практика «Мастерская практического психолога» (с контактными часами)……………………………………………………………41
6. Список литературы……………………………………………………………47
|
|
7. Приложение……………………………………………………………………49
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе профессиональной подготовки практического психолога важная роль принадлежит различным видам практик. Они являются органической частью учебного процесса, обеспечивая соединение теоретической подготовки будущих практических психологов с их практической деятельностью в реальных условиях профессиональной деятельности. В ходе проведения практик студенты знакомятся с основными направлениями деятельности практического психолога, совершенствуют навыки непосредственного взаимодействия с людьми, приобретают опыт психодиагностики, психологического сопровождения образовательный среды и консультирования.
Главная цель психолого-педагогических практик – закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин, приобретение практических навыков и умений самостоятельно решать актуальные профессиональные задачи в сфере психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогических практик:
- вооружить студентов психолого-педагогическим основам образования в поликультурной среде, биолого-психолого-педагогическим основам развития ребенка;
- формировать навыки психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательной среде;
- установить и укрепить связи теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин адаптивного социокультурного, психофизиологического и инструментального модулей;
- формировать профессиональные качества будущего практического психолога, а также личностные качества специалиста;
|
|
- приобщить студентов к непосредственной практической деятельности, формировать у них профессиональные умения и навыки, необходимые для психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
- выработать у студентов творческий, исследовательский подход к психолого-педагогической деятельности, навыки анализа результатов своего труда, потребность в самообразовании.
Психолого-педагогические практики выполняют ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую.
Адаптационная функция практик проявляется в том, что студент не только знакомится с разными видами, условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями образовательных организаций и организаций психологической помощи, но и с основными направлениями, содержанием, формами и способами работы практических психологов, работающих в данных организациях.
Обучающая функция практик состоит в том, что полученные в процессе теоретической подготовки знания проверяются практикой, т.е. находят воплощение в деятельности студента-практиканта. Происходит процесс выработки основных профессиональных компетенций, формирование профессионального сознания. Обучение и профессиональное воспитание осуществляется во время практики во всех видах деятельности.
Воспитывающая функция практик состоит в том, что у будущего специалиста формируются профессиональные качества личности: социальная чувствительность, навыки воздействия на других людей, способность работы над собой и т.д. Начиная работать относительно самостоятельно, студенты понимают, что необходимо постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, так как профессионально-значимые качества требуют постоянного развития.
В теснейшей взаимосвязи с предыдущими функциями находится и функция развивающая. На практиках формируются и развиваются проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование), конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств), организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых) умения студента-практиканта; вырабатываются коммуникативные умения, позволяющие устанавливать контакт с клиентами, взаимодействовать. В ходе практики студент развивается и в личностном, и профессиональном плане. Он учится думать и поступать как профессионал, а не просто ориентируясь на здравый смысл и житейский опыт, осуществлять самоанализ собственной личности, деятельности и общения.
Диагностическая функция практик является одной и важнейших. В реальной производственной деятельности выявляются личностные и профессиональные качества будущего психолога, его сильные и слабые стороны.
Организация практик предполагает учет следующих принципов:
– личностно ориентированный подход, который подразумевает определенную субъектность позиции студента. Сама система взаимоотношений с ним в ходе практики должна носить характер взаимодействия и сотрудничества, он должен иметь возможность высказать свое мнение, получить любую необходимую консультацию, помощь или разъяснение той или иной ситуации или принятых в отношении его решений;
– комплексный характер предполагает, что за время практики студент выполняет все возможные виды деятельности в рамках специфики работы образовательных организаций и организаций психологической помощи;
-систематичность, непрерывность практики, усложнение ее содержания и методов организации от курса к курсу;
– творческий характер практики предполагает, что в ее процессе у студента развиваются исследовательские способности к нестандартной интерпретации производственных процессов и другие. Однако для их проявления студенту должна быть предоставлена определенная самостоятельность, возможность проявить инициативу.
|
|
Реализация поставленных задач предполагает формирование у студентов профессиональных умений и навыков.
1. Закрепить на практике, в личном опыте, знания и умения, полученные бакалаврами в процессе изучения дисциплин основной образовательной программы; повысить профессиональную компетентность в соответствии с современными требованиями и стандартами.
2. Приобщить к опыту работы квалифицированных практических психологов; выработать у бакалавров правильное понимание специфики деятельности практического психолога.
3. Сформировать представления о проблемах и профессиональных задачах, стоящих перед психологом-практиком, а также современных способах их решения; закрепить профессиональные умения по планированию, организации, контролю деятельности при решении конкретных профессиональных задач.
4. Развить навыки работы с людьми, обеспечить усвоение этических, социально-психологических, культурных норм межличностного и профессионального взаимодействия.
5. Развить навыки применения психологического инструментария и технологий на практике.
6. Развить навыки научно-исследовательской работы.
7. Развить навыки рефлексии личного опыта, самообразования и самосовершенствования в осуществлении практической деятельности психолога, сформировать адекватную самооценку своих возможностей.
8. Сформировать творческое отношение студентов к труду психолога, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию его в профессиональной деятельности.
Образовательные результаты и компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения психолого-педагогической практики в образовательных организациях разного типа:
Умение выявлять и характеризовать поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития, применяя методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
|
|
- способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
- готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);
- готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
- способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3).
2. Умение оценивать параметры и проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду
- готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
- способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
- способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).
3. Освоение и применение психолого-педагогических технологий для адресной работы с различными контингентами учащихся
- готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
- способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
- готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПКПП-9).
4. Умение взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-педагогического сопровождения основных общеобразовательных программ и психолого-медико-педагогического консилиума в целях разработки и реализации программ индивидуального развития ребенка
- способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);
- способность осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
- способность эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);
- способность проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).
5. Освоение и адекватное использование специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
- готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);
- способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);
- способность проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).
6. Умение формировать у учащихся социокультурные компетенции, психологическую культуру и основы здорового, безопасного образа жизни
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-3);
- способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4);
- способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-6);
- способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-7);
- владение историческим методом с применением его к оценке социокультурных явлений (ОК-9);
- способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9);
- способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).
7. Знание законов развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, теорий и технологий учета возрастных особенностей обучающихся; закономерностей формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенностей, закономерностей развития детских и подростковых сообществ; нормативно-правовых основ сопровождения образовательного процесса
- способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-6)
- способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
- готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
- готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11).
8. Владение методами самоопределения и саморазвития в профессиональной деятельности, проектирования траектории своего собственного профессионального роста и личностного развития
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-5);
- способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
- способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);
- способность формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8);
- способность использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПКПП-10).
Базами психолого-педагогических практик являются дошкольные образовательные организации; общеобразовательные организации; профессиональные образовательные организации; образовательные организации высшего образования; организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, созданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению психолого-педагогического образования (профиль «Практическая психология в образовании») предусматриваются следующие виды практик:
- учебно-ознакомительная адаптационная практика (распределенная) «Погружение в профессиональную среду» (с контактными часами) – 1 семестр, 3 з.е., 108 ч., по 4 академических часа в течение 15 недель;
- психолого-педагогическая практика (распределенная) «Рефлексивное погружение в профессию» (с контактными часами) – 2 семестр, 3 з.е., 108 ч., по 4 академических часа в течение 12 недель;
- психолого-педагогическая практика «Летняя практическая школа» – 2 семестр, 6 з.е., 216 ч., 4 недели;
- психолого-педагогическая практика (распределенная) «Психолого-медико-педагогический консилиум» (с контактными часами) – 3 семестр, 6 з.е., 216 ч., по 4 академических часа в течение 15 недель;
- производственная практика «Мастерская практического психолога» (с контактными часами) – 4 семестр, 18 з.е., 648 ч., по 4 академических часа в течение 16 недель.
Все виды практики тесно взаимосвязаны, осуществляются в определенной системе и указанной последовательности, обладая большими потенциальными возможностями для профессионального самоопределения.
Обязанности и права студентов в период практики:
Студент в период практики обязан:
- бывать в образовательных организациях и организациях по оказанию психолого-педагогической помощи по 4академических часа ежедневно;
- своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;
- вести дневник практики, в котором фиксировать выполнение заданий, предусмотренных программой практики, а также своевременно предоставить отчетную документацию руководителю психолого-педагогической практики;
- подчиняться правилам внутреннего распорядка организаций, в котором проходит практика;
- выполнять указания старосты группы и руководителя практики.
Студент имеет право:
- обращаться по всем вопросам, касающимся прохождения практики, к ее руководителю;
- вносить предложения по совершенствованию практики;
- сотрудничать со студентами, проходящими практику в других образовательных организациях.
На период практики один из студентов, работающих в данной организации, назначается старостой группы. В его обязанности входит учет посещаемости студентов, общая организация работы группы, выполнение поручений руководителя практики (преподавателя кафедры).
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, студент может быть отстранен от прохождения практики руководителем практики по представлению психолога учреждения. В этом случае, а также, если он получил неудовлетворительную оценку, студент считается не выполнившим учебный план.
Руководители практики от организации имеют право:
- отстранять от практики недисциплинированных студентов;
- оценивать работу студентов с точки зрения соответствия индивидуальному заданию;
- требовать соблюдения трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка.
Руководители практики от организации обязаны:
- ознакомить студентов с правилами внутреннего распорядка;
- создать условия для продуктивной работы;
- помочь студентам в определении плана и программы практики;
- консультировать студентов в процессе прохождения практики;
- дать письменный отзыв о работе студента-практиканта.
Руководители практики со стороны вуза имеют право:
- отстранять от практики недисциплинированных студентов;
- оценивать работу студентов с точки зрения соответствия индивидуальному заданию;
- требовать соблюдения трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка.
Руководитель практики со стороны вуза обязаны:
1) организует проведение практики в соответствии с утвержденной программой, создаёт условия для её прохождения,
2) направляет студента в соответствующие организации для прохождения практики,
3) совместно со студентом-практикантом составляет индивидуальный план прохождения практики, обеспечивает возможность его выполнения;
4) выборочно посещает мероприятия, в которых участвует студент-практикант, контролирует его работу;
5) консультирует студентов по различным вопросам прохождения практики;
6) проверяет подготовленную студентами отчетную документацию и заверяет ее своей подписью;
7) оценивает работу студентов во время практики;
8) участвует в итоговой конференции по практике, обсуждении отчетов практикантов, выставлении итоговых оценок.