Мезолит (8-4 тыс. до н. э.)

Искусство эпохи палеолита, которое один из его исследо­вателей академик А. П. Окладников назвал радостным, пол­ным жажды жизни детством искусства, отражало первый этап развития и было по форме реалистичным, а по содер­жанию простым и повсеместно почти однородным. Но посте­пенно в жизни человеческого общества происходили измене­ния, вызванные переменой климата. Ледники, покрывавшие в палеолите обширные простран­ства Европы и Азии, Северной Америки и севера Африки, растаяли; тундра и степи, которые занимали свободные от ледников места и где обитали громадные медведи, зубры, мамонты и дикие лошади, зарослидремучими лесами. На смену животным ледниковой поры пришли лоси, олени, мелкие нестадные животные, вслед за которыми охотничьи общи­ны продвигались на север. Люди стали жить небольшими коллективами, способными к более быстрым и далеким пере­мещениям; стоянки устраивались под открытым небом, вбли­зи морских побережий, на берегах рек и озер. Каменные ору­дия стали более сложными и совершенными. Появились новые средства охоты: лук и стрелы, а также первое средство передвижения – лодка. Помимо охоты, большое значение приобрели рыболовство и собирательство.

Все эти перемены, безусловно, оказали сильное влияние на мировоззрение и самосознание человека, на развитие его мышления и его представлений о мире. Расширился диапазон наблюдений, обогатился опыт, воз­росло умение. Изобретение лука облегчило охоту, а это ук­репило в человеке сознание собственной силы и значимости. Происходило дальнейшее усиление и развитие родовой орга­низации, о чем говорит появление родовых могильников. Шло формирование верований в загробную жизнь, и в могилу по­койного клали теперь множество разнообразных вещей.

Принципиально изменилось и изобразительное творчество. Мезолитические росписи и петроглифы чаще всего исполня­лись на открытых местах, на скалах; таких мест найдено около 50 – в Восточной Испании, на Кавказе, в Средней Азии, Африке. В отличие от палеолита, огромное место в изображениях теперь занимает человек и его действия. Роспи­си представляют собой многофигурные композиции: сцены охоты и вооруженных столкновений, загона скота, вызывания дождя, сбора меда, ритуальных действий. Фи­гуры людей и животных передавались сплошным силуэтом, красной или черной краской и были небольшими – редко до 75 см. Но композиции могли быть обширными: так, «Боль­шой фриз» в Восточной Испании включает в себя около ста фигурок людей и десятки животных. Изображения, особенно человека, стилизуются, схемати­зируются, иногда сводятся почти к знаку. Это дает возмож­ность усиливать динамику, ритм. Легкие, удлиненные лучники стреляют в бегущих оле­ней; в сложном повороте изображена сборщица меда, отбивающаяся от пчел; стремительно несутся навстречу друг другу сражающиеся воины. Весьма своеобразно стилизованы человеческие фигуры в кавказских петроглифах: люди в лод­ках обозначены просто черточками. В таком изменении характера изображения, в утрате то­го первозданного реализма, который присущ росписям Альтамиры и Ляско, проявился всеобщий закон развития: что-то важное приобретается, зато что-то и утрачивается. Человек приобретал способность мыслить более общими, более отвле­ченными категориями, отображать более сложные и широ­кие явления. Может быть, схематизм появился потому, что слабела наивная вера в изображение как в «двойника» и на первый план выдвигалась необходимость обозначения, сообщения, рассказа о событии. В этом берет истоки пиктогра­фия – рисуночное письмо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: