Задания для домашней работы студентов

Практическое занятие 8

Международные экономические отношения. Экономика России

Вопросы для обсуждения

1. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика

2. Платежный баланс.

3. Валютный курс.

4. Особенности переходной экономики России. Приватизация.

5. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы.

6. Преобразования в социальной сфере. Структурный сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

7.

Задания для домашней работы студентов.

1. Решить задачу

Предположим что для производства пшеницы и радиоприемников используется только один ресурс – труд. Затраты труда (в человеко-часах) на единицу продукции каждого вида продукции для двух стран (предположим США и Японии) даны в таблице.

а) какая страна имеет абсолютные преимущества в производстве пшеницы и ноутбуков?

б) Какая страна обладает сравнительным преимуществом в производстве пшеницы, а какая ноутбуков?

в) в чем разница между абсолютным и сравнительным преимуществом?

Страна Затраты труда (в человеко-часах) на единицу продукции
1 тонна пшеницы 1 тыс. ноутбуков
США    
Япония    

2. Перечислить основные статьи импорта и экспорта в России в 2015 г.?

импорт экспорт
   

3. Решить задачу

Американская фирма импортирует фотоаппараты из Японии. Цена фотоаппарата 600 йен. Ожидается повышение курса йены относительно доллара с 2$ до 3$. Курс Йены относительно доллара равен 10. Что в этой ситуации выгоднее сделать фирме: платить сделку немедленно или отложить расчет?

4. Разделите экономические факты на по степени сложности: от самых сложных до самых простых

¾ политические реформы,

¾ с 1 января 1992 г. правительство отпустило основную часть цен,

¾ изменение системы экономических ценностей,

¾ приватизация,

¾ экономические реформы,

¾ создание рыночной инфраструктуры,

¾ реформирование рынка труда,

¾ либерализация цен,

¾ трансформационные процессы происходящие в России в конце XXв., начале XXIв.

¾ либерализация внешнеэкономической деятельности,

¾ чековая приватизация 1 июля 1992 г – 30 июня 1994г,

¾ реформирование банковской системы СССР началось в 1987г. созданием пяти специализированных банков (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк),

¾ создается система страхования по безработице,

¾ фондовый рынок начинает формироваться в России начиная с 90–х годов

5. Ситуационный анализ. (Источник: Е.Ясин «Модернизация экономики и система ценностей» // Экономика в школе №2 2003).

«….Мнения авторитетов относительно неизменности институтов, ценностей, культуры, по крайне мере, по отношению ко времени человеческой жизни, разделяются. Пожалуй, большинство полагают эти категории неизменяемыми или крайне малоподвижными и в то же время весьма важными, влияющими на многие стороны общественной жизни. Другие склонны считать их изменяющимися в зависимости от тех или иных факторов, например, экономических, хотя и с большими запаздываниями… К числу последних относятся преимущественно те исследователи, которые основывали свои выводы на изучении западного общества.

После работ М. Вебера утвердилось представление о продуктивности протестантских ценностей и их важной роли в успехе экономического развития Западной Европы и Западной Америки... Пуританская бережливость, свойственная веку XVII, плохо сочетается с нормой «больше зарабатывать и больше тратить», распространенной сегодня в развитых странах. Но первая, когда это было актуально, способствовала первоначальному накоплению, а вторая сейчас поддерживает рост спроса. Связь с объективными и изменяющимися требованиями экономики очевидна….

Тем не менее, и некая общая основа западной системы либеральных ценностей остается неизменной. Л. Харрисон выделяет четыре фактора культуры, от характера которых зависит общественное развитие: радиус доверия или чувство общности; строгость этической системы, способ реализации власти; отношение к труду, инновациям, бережливости и прибыли. Продуктивны: высокий уровень доверия; этическая система, обычно связываемая с религией (предпочтительней протестантская, чем католическая); демократия как способ реализации власти; трудолюбие, образование, склонность к инновациям, сбережениям, одобрение прибыли как выражение успеха. Лопухин выделяет доверие, ответственность и личность. Личность особенно важна, поскольку в западной системе ценностей поощряется индивидуализм, свобода и права человека, тогда как в других этических системах, в том числе православной, антропоцентризм осуждается как противоречащий религиозному мировосприятию. Индивидуализм ассоциируется также с эгоизмом, жестокостью в отношении других, а также с изоляцией среди себе подобных, с одиночеством в толпе, хотя опыт показывает, что независимая личность неплохо совмещается с гуманизмом и высокой степенью солидарности, свобода предполагает социальную ответственность и, собственно возможна лишь в среде людей, уважающих права себе подобных.

Так или иначе, но западная экономика и западная культура, постоянно подвергаемые критике, в том числе изнутри, уже 400 лет демонстрируют свое превосходство и в обеспечении благосостояния граждан, и в нововведениях, и в создании духовных ценностей…»

Вопросы.

1. Какие факторы культуры составляют основу западной системы либеральных ценностей?

2. Какие качества человека поощряются в западной системе ценностей?

3. Написать эссе Могла бы подойти России система либеральных ценностей Запада?

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: