Практическое занятие 8
Международные экономические отношения. Экономика России
Вопросы для обсуждения
1. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика
2. Платежный баланс.
3. Валютный курс.
4. Особенности переходной экономики России. Приватизация.
5. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы.
6. Преобразования в социальной сфере. Структурный сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.
7.
Задания для домашней работы студентов.
1. Решить задачу
Предположим что для производства пшеницы и радиоприемников используется только один ресурс – труд. Затраты труда (в человеко-часах) на единицу продукции каждого вида продукции для двух стран (предположим США и Японии) даны в таблице.
а) какая страна имеет абсолютные преимущества в производстве пшеницы и ноутбуков?
б) Какая страна обладает сравнительным преимуществом в производстве пшеницы, а какая ноутбуков?
в) в чем разница между абсолютным и сравнительным преимуществом?
Страна | Затраты труда (в человеко-часах) на единицу продукции | |
1 тонна пшеницы | 1 тыс. ноутбуков | |
США | ||
Япония |
2. Перечислить основные статьи импорта и экспорта в России в 2015 г.?
импорт | экспорт |
3. Решить задачу
Американская фирма импортирует фотоаппараты из Японии. Цена фотоаппарата 600 йен. Ожидается повышение курса йены относительно доллара с 2$ до 3$. Курс Йены относительно доллара равен 10. Что в этой ситуации выгоднее сделать фирме: платить сделку немедленно или отложить расчет?
4. Разделите экономические факты на по степени сложности: от самых сложных до самых простых
¾ политические реформы,
¾ с 1 января 1992 г. правительство отпустило основную часть цен,
¾ изменение системы экономических ценностей,
¾ приватизация,
¾ экономические реформы,
¾ создание рыночной инфраструктуры,
¾ реформирование рынка труда,
¾ либерализация цен,
¾ трансформационные процессы происходящие в России в конце XXв., начале XXIв.
¾ либерализация внешнеэкономической деятельности,
¾ чековая приватизация 1 июля 1992 г – 30 июня 1994г,
¾ реформирование банковской системы СССР началось в 1987г. созданием пяти специализированных банков (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк),
¾ создается система страхования по безработице,
¾ фондовый рынок начинает формироваться в России начиная с 90–х годов
5. Ситуационный анализ. (Источник: Е.Ясин «Модернизация экономики и система ценностей» // Экономика в школе №2 2003).
«….Мнения авторитетов относительно неизменности институтов, ценностей, культуры, по крайне мере, по отношению ко времени человеческой жизни, разделяются. Пожалуй, большинство полагают эти категории неизменяемыми или крайне малоподвижными и в то же время весьма важными, влияющими на многие стороны общественной жизни. Другие склонны считать их изменяющимися в зависимости от тех или иных факторов, например, экономических, хотя и с большими запаздываниями… К числу последних относятся преимущественно те исследователи, которые основывали свои выводы на изучении западного общества.
После работ М. Вебера утвердилось представление о продуктивности протестантских ценностей и их важной роли в успехе экономического развития Западной Европы и Западной Америки... Пуританская бережливость, свойственная веку XVII, плохо сочетается с нормой «больше зарабатывать и больше тратить», распространенной сегодня в развитых странах. Но первая, когда это было актуально, способствовала первоначальному накоплению, а вторая сейчас поддерживает рост спроса. Связь с объективными и изменяющимися требованиями экономики очевидна….
Тем не менее, и некая общая основа западной системы либеральных ценностей остается неизменной. Л. Харрисон выделяет четыре фактора культуры, от характера которых зависит общественное развитие: радиус доверия или чувство общности; строгость этической системы, способ реализации власти; отношение к труду, инновациям, бережливости и прибыли. Продуктивны: высокий уровень доверия; этическая система, обычно связываемая с религией (предпочтительней протестантская, чем католическая); демократия как способ реализации власти; трудолюбие, образование, склонность к инновациям, сбережениям, одобрение прибыли как выражение успеха. Лопухин выделяет доверие, ответственность и личность. Личность особенно важна, поскольку в западной системе ценностей поощряется индивидуализм, свобода и права человека, тогда как в других этических системах, в том числе православной, антропоцентризм осуждается как противоречащий религиозному мировосприятию. Индивидуализм ассоциируется также с эгоизмом, жестокостью в отношении других, а также с изоляцией среди себе подобных, с одиночеством в толпе, хотя опыт показывает, что независимая личность неплохо совмещается с гуманизмом и высокой степенью солидарности, свобода предполагает социальную ответственность и, собственно возможна лишь в среде людей, уважающих права себе подобных.
Так или иначе, но западная экономика и западная культура, постоянно подвергаемые критике, в том числе изнутри, уже 400 лет демонстрируют свое превосходство и в обеспечении благосостояния граждан, и в нововведениях, и в создании духовных ценностей…»
Вопросы.
1. Какие факторы культуры составляют основу западной системы либеральных ценностей?
2. Какие качества человека поощряются в западной системе ценностей?
3. Написать эссе Могла бы подойти России система либеральных ценностей Запада?
Литература