Готский язык

По данному языку мне в 2012 году предложила сделать доклад в Томском русско-немецком центре, одна из его активных деятелей, специалист по современному немецкому языку Лариса ЛУШНИКОВА. Ранее, лет 30 назад, мне довелось внимательно проработать готский язык и теперь по той старой памяти мне нетрудно было все это рассказать в докладе.

Из древних восточно-германских племен большой интерес представляют ГОТЫ, язык которых на опыте текстов Библии Иордана является очень кельтизированным в такой же степени, и даже большей, насколько кельтизированы скандинавские языки (в отличие от языков германских племен, имевших свое место в других исторических областях Германии.

Готы являются продуктом ассимиляции кельтами восточно-германских племен: РУГОВ, ВАНДАЛОВ и СКИРОВ. Мощная волна кельтов их зацепила с собой на пути в Скандинавию, откуда позднее, в начале новой эры они вышли на материк, не переставая мигрировать. Дойдя до Галлии и Иберии, они встретили здесь своих братьев по основному происхождению и ассимиляции их кельтами, что послужило причиной быстрого слияния готов с галлами и кельтами-иберийцами.

Таким образом, готы не являются прямыми предками нынешних германцев, автохтонов нижнего Рейна, Вестфалии и Пруссии, также, как к примеру, болгары не считаются предками русских. Язык готов пришел в тупик, когда они прибыли в Галлию и Иберию, вернувшись к почти родному своему языку кельтов.

Как историки ведут исследования истории народа по музейным артефактам, то и в лингвистике можно начинать исследования языка по музыкальным, тоже так сказать, по звуковым артефактам.

Как известно, в истории культурного развития стран Северо-Восточной Европы большое место занимало немецкое культуртрегерство, которым занималось немецкое духовенство, проводя свои миссии распространения христианства в Прибалтике, Чехии и Венгрии. Так, например, в Прибалтике этим занимались монахи-рыцари Тевтонского и Ливонского орденов. Их служба осуществлялась почти как у нынешних нефтяников Сибири — вахтовым методом, но «вахта» длилась у них целый год. А сами они назывались ПЕРИГРИНАМИ (но не путайте их с пилигримами!). Благодаря этим культуртрегерам (буквально «носителям культуры») в Прибалтике привилась массовая любовь к хоровому пению. Кстати, в 2013 году отмечается 140-летие Праздников Песни, где хор может состоять сразу из десятков тысяч певцов. Эта народная страсть не нарушалась и в советские годы, когда на спевки участники собирались на уровне районов, а затем на республиканском уровне, в Риге и Таллинне. Но если взглянуть на музыкальный инструментарий, скажем в Латвии, то в названии инструментов не встретишь немецких слов, все они восточного происхождения и близки к названиям музыкальных инструментов индоиранского мира.

Так, например, прибалтийские КОКЛЕ, КАНКЛЕС и КАНТЕЛЕ происходят от восточного инструмента, называемого ЧАНГ. Как видите, даже звуки в слове сохранены, а переход от «Ч» к «К» — естественный лингвистический переход. ЧАНГ распространен у иранских и индийских народов и даже ближайших к ним тюрок.

Есть на Востоке музыкальный инструмент, называемый КАРНАЙ, там в быту он применяется для созыва людей на тожественные праздники. Ему подобный инструмент на Западе называется ТРЕМБИТА, которая применяется на Карпатах тоже для созыва людей, но при трауре. Второе его название — БУЧУМ. Это слово на венгерском и румынском языках означает «прощание».

В привычных для нас словах «музыка» и «канто» тоже восточные корни: МУЗА — «наука», ГИТА — КАНТО — «песня».

Перейдем конкретно к языку. Лексикон готского языка должен представлять интерес для латышских и шотландских филологов. Об этом сходстве лексики бриттов, скоттов и латышей с удивлением писал еще Тацит в начале новой эры.

Подробный словарь кельтского (галльского) языка в 1894 году был выпущен Виттлеем ШТОКЕСОМ на немецком языке. Книга называлась, естественно, по-немецки: «Urkeltischer Shrachschatzen». Имея по нему представление о кельтском языке, можно судить о готском. А в последнем, в его текстах каждое второе слово по форме имеет явно кельтское происхождение.

Разберем готский лексикон по конкретным лингвистическим темам. Так, например, слова, обозначающие «личность», «человека» и его «родню» все кельтского происхождения. К примеру, ГИНО — «женщина», ГЕНС — «жена», СКАЛЬК — «раб», СКОСЫЛ — «бес», СИБИЙ — «родственник», СТОЯН — «друг», ВАЙР — «муж», СИНЕЙС — «дед», ЛЕКЕЙ — «врач», АНДАУГ — «лицо», БАРН — «ребенок», ДЮДА — «народ», ТИУН — «слуга».

Некоторые из названных слов в свое время попали в латынь, такие как ВАЙР и СИНЕЙС. Слово ТИУН фигурировало при дворах Рюриковичей. Остальные принесены кельтами из древнейшего индоиранского мира.

Можно рассмотреть готский лексикон по теме «дом», «общество», «способности». У готов фигурировало слово АЛАХС в смысле «храм». Этот «артефакт» тоже говорит о его восточном происхождении. ГАРОТ — «дом» заставляет вспомнить, что германские историки-путешественники систему русских городов называли ГАРДАРИКОЙ. Слово РАЗДА — «язык», «речь» тоже можно считать восточным, если сравнить со славянским словом РАДА.

Если говорить о словах, несущих «способности» и «качества», то выявляются такие негерманские слова: МИКИ — «большой», ДВАХАН — «водопадный», ХУГ — «хороший», ФРИЯДВА — «любовь», ГАМУНД — «память», ГАУНОН — «печаль», ЛЕЙТИЛ — «малый», ФРАТХИ — «разум», УХТВО — «рассвет». Разберем этот ряд конкретно. Из слова ДВАХАН строится название реки Двина. ФРИЯДВА и ФРАДХИ — слова чисто санскритского происхождения, как и УХТВО — «рассвет». Из ФРИЯДВА образуется ПРИЯЗНЬ. А ФРАДХИ имеет санскритскую основу ПРАТИ, из которой в свое время образовались ЭКСПЕРТ и латышское слово САПРОТ — «понимаю». Интересная судьба слова ГАУНОН. Латыши и тевтоны, жившие в Ливонии, похожим словом того же смысла называли эстонцев: ИГАУНИИ. В латышском языке это слово означает «печальные», но относится непосредственно к эстонцам. О них еще Тацит упоминает как о людях, ведущих жалкое существование. Об их нищем образе жизни писал и Пушкин: «приют убогого чухонца…».

Представляют интерес и такие бытовые слова, как УЛЬБАНД — «верблюд», ДЮБ — «глубокий», ЮБ — «верхний», КАС — «чашка». Из названных тут УЛЬБАНД можно считать самым ближайшим по звучанию русскому «верблюду». ДЮБ применяется в названиях рек: Дубисса, Дубна. КАС — явно восточное слово. А ЮБ — «верхняя одежда» — «юбка».

Для интересующихся историей кельтского языка можем рекомендовать книгу «Кельты» профессора Софьи ШИРОКОВОЙ, где путь кельтов исторически отслеживается: три тысячи лет до новой эры они находились на берегах Аральского моря, что подтверждается материалами кельто-именерского раскопа, который вбирал в себя культуру племен, приходивших сюда со степей Сибири и ближайших к ним лесных районов, в частности, с мест, где проживали предки селькупов и хантов. Об этом говорится в трудах томского историка Галины ПЕЛИХ. Наш томский автор доказала, что сходство в культуре памятников Средней Азии и Сибири говорит о движении племен именно с Востока на Запад, а не наоборот, как считали историки до нее и которые ставили Ближний Восток влияющим на культуру древней Сибири.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: