Цель занятия и ее мотивационная характеристика
Психологическая и мотивационная подготовка к овладению обширным объемом знаний по анатомии человека. Знакомство с правилами работы и техникой безопасности в учебной комнате, анатомическом зале, анатомическом музее при работе с трупным материалом. Обучение работы на биологическом материале, натурщиках. Формирование у студентов уважительного и бережного отношения к изучаемому объекту – органам человеческого тела, к трупу; привитие высоконравственных норм поведения в секционных залах медицинского вуза. Научиться умению находить, называть и показывать на препаратах скелет туловища, его части, общий план строения позвонка, позвоночный столб, его отделы. Знать общий план строения ребра, уметь называть и демонстрировать истинные, ложные и колеблющиеся ребра. Способность и готовность объяснять и понимать функции изучаемых органов, что важно для последующего изучения анатомии человека и клинических дисциплин, при обследовании больных.
Материал для повторения:
- повторить из школьного курса биологии положение человека в природе
- понятие об эволюции, об атавизмах, рудиментах
- общее устройство тела человека
- общее представление об опорно-двигательном аппарате
В результате работы на практическом занятии студент должен
знать:
- основные этапы развития анатомической науки, ее значение для биологии и медицины
- методы анатомических исследований
- о современной Международной анатомической номенклатуре и основных анатомических терминах, их использовании при изучении анатомии и клинических дисциплин
- оси и плоскости, в которых изучается тело человека
- общий план строения скелета, его отделы
- строение типичного (грудного) позвонка
- отделы позвоночного столба
- особенности строения атипичных позвонков
- строение крестца и копчика
- строение ребер и грудины
уметь:
- называть, находить и показывать структуры и детали строения костей туловища на костных препаратах
- объяснять функцию изучаемых органов, эволюционную тенденцию к изменчивости
- определять проекцию изучаемых костей скелета на поверхность тела на биологическом материале и у живого человека (натурщике)
- показывать на рентгенограммах детали строения изучаемых костей скелета
-использовать знания костных ориентиров для проекции анатомических структур
иметь представление:
- об основных принципах строения тела человека (полярность, билатеральная симметрия, сегментарность – метамерность норма, вариативность, аномалии)
- о видах анатомии (топографическая, хирургическая, клиническая, возрастная, типовая)
- о возрастных изменениях и половых отличиях изучаемых костей скелета
Место проведения занятия:
Учебная комната.
Оснащение занятия:
Скелет взрослого; костные препараты позвонков, крестца, копчика, ребер, грудины; рентгенограммы грудной клетки, позвоночного столба; муляжи позвонков, крестца, копчика, ребер, грудины; шлифты костей на подставке; таблицы - АО-1,3,4; учебный стенд с костной системой
Вопросы для самоподготовки:
- Предмет и методы анатомических исследований.
- Международная анатомическая номенклатура, её использование в анатомии и медицине.
- Оси и плоскости человеческого тела. Анатомическая терминология.
- Общая остеология. Классификация костей.
- Общие сведения об анатомии скелета, функции. Скелет туловища.
- Общий план строения позвонка.
- Позвоночный столб, его отделы.
- Функциональная анатомия шейных позвонков. Особенности строения первого и второго шейных позвонков.
- Особенности строения грудных позвонков в связи с прикреплением к ним ребер.
- Строение поясничных позвонков (размеры тел, форма отверстия, направление и величина отростков).
- Функциональная анатомия крестца и копчика.
- Общий план строения ребра (грудинный и позвоночный конец, верхний и нижний край, наружная и внутренняя поверхности).
- Истинные, ложные и колеблющиеся рёбра. Особенности строения 1, 11 и 12 ребер.
- Грудина, форма, топография, части.
- Наиболее важные аномалии развития скелета туловища.
.