В результате работы на практическом занятии студент должен

Цель занятия и ее мотивационная характеристика

Психологическая и мотивационная подготовка к овладению обширным объемом знаний по анатомии человека. Знакомство с правилами работы и техникой безопасности в учебной комнате, анатомическом зале, анатомическом музее при работе с трупным материалом. Обучение работы на биологическом материале, натурщиках. Формирование у студентов уважительного и бережного отношения к изучаемому объекту – органам человеческого тела, к трупу; привитие высоконравственных норм поведения в секционных залах медицинского вуза. Научиться умению находить, называть и показывать на препаратах скелет туловища, его части, общий план строения позвонка, позвоночный столб, его отделы. Знать общий план строения ребра, уметь называть и демонстрировать истинные, ложные и колеблющиеся ребра. Способность и готовность объяснять и понимать функции изучаемых органов, что важно для последующего изучения анатомии человека и клинических дисциплин, при обследовании больных.

Материал для повторения:

- повторить из школьного курса биологии положение человека в природе

- понятие об эволюции, об атавизмах, рудиментах

- общее устройство тела человека

- общее представление об опорно-двигательном аппарате

В результате работы на практическом занятии студент должен

знать:

- основные этапы развития анатомической науки, ее значение для биологии и медицины

- методы анатомических исследований

- о современной Международной анатомической номенклатуре и основных анатомических терминах, их использовании при изучении анатомии и клинических дисциплин

- оси и плоскости, в которых изучается тело человека

- общий план строения скелета, его отделы

- строение типичного (грудного) позвонка

- отделы позвоночного столба

- особенности строения атипичных позвонков

- строение крестца и копчика

- строение ребер и грудины

уметь:

- называть, находить и показывать структуры и детали строения костей туловища на костных препаратах

- объяснять функцию изучаемых органов, эволюционную тенденцию к изменчивости

- определять проекцию изучаемых костей скелета на поверхность тела на биологическом материале и у живого человека (натурщике)

- показывать на рентгенограммах детали строения изучаемых костей скелета

-использовать знания костных ориентиров для проекции анатомических структур

иметь представление:

- об основных принципах строения тела человека (полярность, билатеральная симметрия, сегментарность – метамерность норма, вариативность, аномалии)

- о видах анатомии (топографическая, хирургическая, клиническая, возрастная, типовая)

- о возрастных изменениях и половых отличиях изучаемых костей скелета

Место проведения занятия:

Учебная комната.

Оснащение занятия:

Скелет взрослого; костные препараты позвонков, крестца, копчика, ребер, грудины; рентгенограммы грудной клетки, позвоночного столба; муляжи позвонков, крестца, копчика, ребер, грудины; шлифты костей на подставке; таблицы - АО-1,3,4; учебный стенд с костной системой

Вопросы для самоподготовки:

  1. Предмет и методы анатомических исследований.
  2. Международная анатомическая номенклатура, её использование в анатомии и медицине.
  3. Оси и плоскости человеческого тела. Анатомическая терминология.
  4. Общая остеология. Классификация костей.
  5. Общие сведения об анатомии скелета, функции. Скелет туловища.
  6. Общий план строения позвонка.
  7. Позвоночный столб, его отделы.
  8. Функциональная анатомия шейных позвонков. Особенности строения первого и второго шейных позвонков.
  9. Особенности строения грудных позвонков в связи с прикреплением к ним ребер.
  10. Строение поясничных позвонков (размеры тел, форма отверстия, направление и величина отростков).
  11. Функциональная анатомия крестца и копчика.
  12. Общий план строения ребра (грудинный и позвоночный конец, верхний и нижний край, наружная и внутренняя поверхности).
  13. Истинные, ложные и колеблющиеся рёбра. Особенности строения 1, 11 и 12 ребер.
  14. Грудина, форма, топография, части.
  15. Наиболее важные аномалии развития скелета туловища.

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: