Модуль 3. Клинико-психологические особенности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Тема 5-6: Воспитание и обучение детей с сенсорными нарушениями.
Задания для самостоятельной работы обязательной формы (1-2 б):
1. Раскройте сущность понятий: «сенсорные нарушения», «сурдопедагогика», «тифлопедагогика».
2. Составьте таблицу «Виды сенсорных нарушений»:
Виды сенсорных нарушений | Причины возникновения сенсорных нарушений |
3. Изучите строение зрительного и слухового анализаторов.
4. Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха и зрения.
Задания для самостоятельной работы (на выбор студента) (1-2б):
Подготовьте сообщение по теме (на выбор студента) - 3 минуты:
1. СИСТЕМА ЖЕСТОВОГО ОБЩЕНИЯ ГЛУХИХ. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ // Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Коррекционная педагогика). Сделайте сообщение и презентацию (3 мин.).
2. ОКАЗАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГЛУХИМ ДЕТЯМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ // Зонтова О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации
|
|
3. Дактильная речь в школе глухих. Сделайте сообщение и презентацию (3 мин.).
4. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ РЕЛЬЕФНО-ТОЧЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЛУИ БРАЙЛЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ ПО СИСТЕМЕ БРАЙЛЯ // Петров Ю.И. Обучение взрослых слепых письму и чтению по брайлю: методическое пособие. – М.: ВОС, 1998. – 25 с. Сделайте сообщение и презентацию (3 мин.).
Аудиторная работа (1-2 б.). Вопросы для обсуждения.
1. Охарактеризуйте группу детей с сенсорными нарушениями.
Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе // Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)
2. НАРУШЕНИЯ СЛУХА У ДЕТЕЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ // Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. —— 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988.— 128 с.: ил. Причины нарушений слуха. Диагностика нарушений слуха и медицинская реабилитация.
3. Педагогическая классификация детей с нарушениями слуха. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. —— 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988.— 128 с.: ил.
4. Специальное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом. Специальные технические средства для неслышащих.
Причины и последствия нарушений зрения. Соотнесите степени нарушения и способы компенсации. ГЛАВА 3. КОМПЕНСАЦИЯ СЛЕПОТЫ И СЛАБОВИДЕНИЯ // Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. -- СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
|
|
5. Обучение и воспитание детей с недостатками зрения дошкольного и школьного возраста.Социальная адаптация детей с нарушениями зрения. Специальные технические средства для детей с нарушениями зрения.
Литература для подготовки:
1. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. - 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988.— 128 с.: ил
Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М., 2002, с. 25 – 30.
3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)
4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена
. -- СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
5. Специальная дошкольная педагогика. / Под ред. Е. А. Стребелевой. М., 2001, с. 100 – 108; 135 – 136.
6.Специальная педагогика. / Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000, с. 247-281,282—297.