Вопрос. Понятие нормы в грамматике. Грамматические нормы и речевая практика

Норма - это принятые среди большенства говорящих на русском языке, сознательно поддерживаемые образованными людьми и предписываемые грамматиками и словорями образцовые способы употребления слов, форм слов и отдельных звуков. С ориентацией на норму составляются учебнки и учебные пособия. Неоправдвнные отступления от нормы воспринимаются образованными носителями языка как речевые ошибки.

Грамматическая система, как известно, обладает относительно большой устойчивостью и слабой восприимчивостью к влиянию социальных факторов. Литературные нормы на грамматическом уровне, по сравнению с нормами на других уровнях языковой системы, легче поддаются регламентации; они обстоятельно изучены и кодифицированы. Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические.Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов. Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с другим аффиксом, например, описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубиной и правдивостью. Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом).Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Нарушение синтаксических норм имеется в следующих примерах: Читая ее, возникает вопрос; Поэме характерен синтез лирического и эпического начал; Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.

Источники обновления литературной нормы многообразны. Прежде всего, это живая, звучащая речь. Она подвижна, текуча, в ней совсем не редкость то, что не одобряется официальной нормой, - необычное ударение, свежее словцо, которого нет в словарях, синтаксический оборот, не предусмотренный грамматикой. При неоднократном повторении многими людьми новшества могут проникать в литературный обиход и составлять конкуренцию фактам, освященным традицией. Так возникают варианты: рядом с вы прáвы появляется вы правы'; с формами констрýкторы, цéхи соседствуют конструкторá, цехá; традиционное обусловливать вытесняется новым обуславливать; жаргонные слова беспредел и тусовка мелькают в речи тех, кого общество привыкло считать образцовыми носителями литературной нормы; никого уже не удивляет - к сожалению! - что можно указывать о чем вместо традиционно правильных конструкций указывать что и указывать на что. Эти примеры свидетельствуют о том, что речевая практика часто идет вразрез с нормативными предписаниями, и противоречие между тем, как надо говорить, и тем, как реально говорят, оказывается движущим стимулом эволюции языковой нормы.

Вопрос. Понятие нормы в словообразовании. Словообразовательный тип и словообразовательный способ как ориентиры нормативного словотворчества. Соотношение этих понятий и словообразовательной нормы.

Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов. Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с другим аффиксом, например, описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубиной и правдивостью.

Словообразовательный тип – это формальная схема, образец, абстрагированный от лексического значения единиц, который харатеризуется общностью:- частеречной отнесенности мотивированного слова;- формального показателя, отличающего мотивирующее слово от мотивированного;-словообразовательного значения. То есть к одному словообразовательному типу относятся слова, образованные от одной части речи с помощью одного словообразовательного форманта, характеризующиеся одним и тем же словообразовательным значением. Так, к одному словообразовательному типу относятся слова краснеть, белеть, синеть и другие, обладающие словообразовательным значением "становиться каким-то".

Словообразовательный способ - образование нового слова с помощью различных словообразовательный средств. Основные способы образования слов: - с помощью суффикса(Банк-БбанкОВСКий); - с помощью приставки(кормить -ПРОкормить); - с помощью частицы -ся (расколоть - расколотьСЯ); - с помощью приставки и суффикса (копит - НАкопиТЕЛЬ); - с помощью сложения основ(рок-гркппа). +сложносокращенные слова(оббревиация)

4 вопрос. Словобразовательное значение и словообразовательная модель. Типы словообразовательных значений. Соотношение этих понятий и словообразовательной нормы.

Слова в языке образуются серийно, для этого используются определенные схемы, формулы. Слова приобретают типовые словообразовательные значения. Для синхронного словообразования важно определить, что такое словообразовательное значение, тип, модель.Словообразоватеьное значение – это комплексное явление, которое определяется: - значением части речи мотивирующего слова; - значением словообразовательного элемента; - значением части речи мотивированного слова.

Пр.:Рассмотрим глагол краснеть. Он мотивирован прилагательным красный (элемент признака), образован с помощью суффикса -э- (имеющего значение "приобретать признак") и имеет стандартный компонент значения глагола – процессуальность, поэтому словообразовательным значением глагола краснеть будет "становиться красным".

Словообразовательный тип – это формальная схема, образец, абстрагированный от лексического значения единиц, который харатеризуется общностью: - частеречной отнесенности мотивированного слова; - формального показателя, отличающего мотивирующее слово от мотивированного; -словообразовательного значения.

То есть к одному словообразовательному типу относятся слова, образованные от одной части речи с помощью одного словообразовательного форманта, характеризующиеся одним и тем же словообразовательным значением. Так, к одному словообразовательному типу относятся слова краснеть, белеть, синеть и другие, обладающие словообразовательным значением "становиться каким-то".

При этом если хотя бы один из компонентов словообразовательного типа нарушен, слова не относятся к одной группе. Так, слова писатель, издатель, преподаватель – это представители одного словообразовательного типа, а слова писатель и нагреватель представляют разные словообразовательные типы, так как имеют разные значения.

Словообразовательная модель – это определенная морфонологическая разновидность внутри словообразовательного типа. Соответственно, слова калужский и томский входят в состав одной словообразовательной модели, а слова калужский и архангельский – нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: