Употребление определительных местоимений «каждый», «всякий», «любой»

Они синонимичны только в значении «один из ряда подобных, призноваемых равноценными, и тот, и другой, и третий, безразлично какой»: «это может сделать каждый», «это может сделать всякий», «это может сделать любой».

В случает когда идея «безразличности» отсутствует, употребление этих местоимений нужно различать:

1. Местоимение «всякий» основным является значение «разный», «самый разнообразный», «всевозможный».(пример: сюда приезжают всякие туристы).

2. Для местоимения «каждый» основным оказывается значение «один из всех в данном ряду», «любой из себе подобных», «взятый отдельно»(пример: инструкцию нужно дать каждому туристу)

3. Местоимение любой обозначает «какой угодно на выбор»(пример: выбирать любой подарок\перенести на любой другой день).

Билет 19.

Синтаксические нормы – это сфера речевой культуры, регламентирующая построение и использование в речи синтаксических конструкций, предусмотренных системой языка. Начальное понятие о синт.нормах дают примеры и их нарушения: отзыв на статью, рецензия о спектакле, характеристика на ученика. Во всех трех словосочетаниях наблюдаем неправильное управление: сущ. «отзыв» должно управлять не винительным падежом с предлогом НА, а предложным падежом с предлогом О (отзыв о статье), а существительное «рецензия – наоборот (рецензия на спектакль), существительное «характеристика» должно управлять родительным падежом без предлога (характеристика ученика).

Чтобы овладеть синтаксическими нормами, недостаточно просто научиться правильно строиь словосочетания и предложения; необходимо учитывать значение конструкции, связи синтаксиса и лексики, синтаксиса и морфологии.

Нарушение синтаксических норм можно разделить на 2 категории:

1) Нарушения правил построения синтаксических конструкций в сложных случаях, связанные с наличием вариантов в строе языка;

2) Грамматически правильно, но неудачно построенные контсрукции, вызывающие нежелательный побочный результат (двусмысленность, непонимание, комический эффект)

Если нарушения первого типа можно описать достаточно полно, даже задать списком, то сколько-нибудь полное перечисление неудач второго типа принципиально невозможно. Это побудило некоторых ученых предложить еще одно понятие, которое должно существовать наряду с понятием синтаксической нормы, не смешиваясь с ним: это понятие нормализации. Нарушения 2ого типа, в которых обнаруживается неудачное использование языковых средств в пределах синтаксической конструкции, являются как раз объектом нормализации.

"Языковая система, находясь в постоянном использовании, создается и видоизменяется коллективными усилиями тех, кто ее пользуется… Новое в речевом опыте, не вписывающееся в рамки системы языка, но работающее, функционально целесообразное, ведет к перестройке в нем, а каждое очередное состояние языковой системы служит основанием для сравнения при последующей переработке речевого опыта. Таким образом, язык в процессе речевого функционирования развивается, изменяется, и на каждом этапе этого развития языковая система с неизбежностью содержит в себе элементы, которые не завершили процесс изменения. Поэтому различные колебания, варианты неизбежны в любом языке"

Постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее.В истории литературного языка возможны: сохранение старой нормы; конкуренция двух вариантов, при которой словари рекомендуют традиционный вариант; конкуренция вариантов, при которой словари рекомендуют новый вариант; утверждение нового варианта в качестве единственно нормативного.

Трудности выбора падежной формы управляемого слова. Синонимия словосочетаний с предложным и беспредложным управлением. Выбор падежа прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием. Грамматические словари, регламентирующие нормы с управлением.

Управление – такой вид подчинительной связи, когда главное слово требует от зависимого строго определенной падежной формы. При управлении между двумя словами устанавливается смысловое отношение; однако особенность управления заключается в том, что за каждым смысловым отношением при данном главном слове закреплена строго определенная форма зависимого слова. Эта особенность вызвана к жизни тем, что глагол может иметь при себе несколько существительных, вступающих с ним в разные смысловые отношения: управление дает возможность дифференцировать эти отношения. Возьмём для примера глагол выменять. Его значение позволяет ему присоединять существительные, обозначающие: 1) отданный предмет; 2) предмет, полученный взамен; 3) лицо, организовавшее обмен; 4) лицо, согласившееся на обмен. Выражение одного из этих 4х значений берет на себя подлежащее, три остальных достаются зависимым существительным – дополнениям. Ясно, что если бы у любого зависимого от глагола существительного могла быть только одна форма, то мы не смогли бы различить, какое из них выражает значение (2), а какое – (1) или (4). Управление же позволяет нам без труда отличить отданный предмет от предмета, полученного взамен, т.к. мы знаем, что первый обозначается формой Вин.падежа без предлога, а второй – формой Вин.падежа с предлогом НА; значение (4) выражается формой Род.Падежа с предлогом У.

Выбор падежа управляемого существительного бывает затруднен в тех случаях, когда нам кажутся возможными 2 формы. Как правило, основной является одна из них, вторая же имеет либо разговорно-просторечный, либо профессиональный, либо устаревший характер. Примеры с управляемыми существительными:

Бояться матери (род.п) бояться мать (разг.)

Слушаться сестры (род.п) слушаться сестру (разг.)

Одолжить карандаш (вин.п) одолжить карандаша (разг.)

Судно типа крейсера (род.п) судно типа крейсер (проф.)

Во всех затруднительных случаях следует обращаться в толковым словарям русского языка, а также к словарям сочетаемости, к словарю-справочнику Д.Э. Розенталя «Управление в русском языке», к словарям трудностей русского языка.

Многие слова допускают двоякое управление зависимыми существительными, но допустимые варианты при этом различаются оттенками значения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: