Эффект замены и эффект дохода по Cлуцкому

Подход Слуцкого к разложению общего результата изменения цены на эффект дохода и эффект замены отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. Выделение эффекта дохода достигается определением такого его уровня, который обеспечил бы потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения, а не сохранить прежний уровень удовлетворения, как это предполагается в модели Хикса.

Поэтому на рис. 2.15 вспомогательная бюджетная прямая K’L’, параллельная KL1, проводится не как касательная к прежней кривой безразличия U1, a строго через точку E1, соответствующую оптимальному набору товаров Х и У при прежнем соотношении цен. Очевидно, она окажется касательной к более высокой, чем U1, кривой безразличия U3, что означает и возможность достигнуть (в случае полной компенсации потребителю - падения его покупательной способности) более высокого уровня удовлетворения, чем при использовании модели Хикса. Таким образом, общий результат повышения цены товара Х (X1 – Х3) разлагается на эффект замены (X1—Х3) и эффект дохода (Х3—Х2). Заметим, что движение от E1 к Е2 происходит не вдоль кривойбезразличия, а вдоль вспомогательной бюджетной прямой K’L’.

Рис. 2.15. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому. (Цена Х повышается).

Сравнив два подхода, мы видим, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: