Средствами массовой информации называют средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории (нередко говорят «средства массовой коммуникации»). К ним относят периодические печатные издания (прессу — газеты, журналы), средства передачи звуковой (радио) и аудиовизуальной (телевидение) информации.
В политологии средства массовой информации определяются как совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения специфических социальных функций.
Ключевым словом в этом определении является «информация», под которой понимаются передаваемые сообщения, сведения о чем-либо. В политике особое значение имеет социальная информация — знания, сообщения о социальной жизни, которыми люди обмениваются между собой и которые касаются их общественных интересов и деятельности. Массовая информация имеет ряд особенностей. Прежде всего, это сбор, обработка и распространение информации в массовом масштабе для неограниченного круга потребителей и пользователей. Это целенаправленный преимущественно в одном направлении (хотя существует возможность и обратной связи) поток информации — от СМИ к потребителю. Она предназначена для численно большой, территориально рассредоточенной, непостоянной аудитории. Эта информация отличается регулярностью распространения. Ее содержание открыто для всех.
Современную политическую жизнь невозможно представить без прессы, радио, телевидения. Роль СМИ в политике проявляется прежде всего в их функциях. Общей для всех СМИ является информационная функция, которая состоит в сообщении о наиболее значительных событиях. Специфические функции включают выбор и комментирование информации, ее оценку. На этой основе осуществляются и другие функции. Функция политической социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Еще одна функция — представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А функция мобилизационная выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям.
«Свобода совести, образования, слова, собраний составляет основы демократии, и все они были бы аннулированы, если когда-нибудь была бы успешно уничтожена свобода прессы».
Ф. Рузвельт
Функционирование СМИ обеспечивается постоянной работой многих тысяч специалистов (журналистов, инженеров и техников, работников типографий и др.). Они объединены в специализированных организациях и учреждениях (издательствах газет, радиовещательных корпорациях, телецентрах, редакциях и т. п.), располагающих необходимыми сооружениями и специальной техникой. Их деятельность регулируется соответствующими социальными нормами. В нашей стране они сформулированы прежде всего в Конституции РФ и в Законе РФ «О средствах массовой информации». Все это свидетельствует о том, что СМИ в XX в. стали важным социальным институтом. Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе. Развитие новых информационных технологий (спутниковое вещание, Интернет) открыло возможность создания всемирного единого информационного пространства.
В демократических государствах различные газеты, радиостанции, телевещательные корпорации имеют разных собственников, среди них и государство, и частные компании, и общественно-политические организации. Государство не только учреждает собственные СМИ, создает свои пресс-центры, но и устанавливает законы, гарантирующие свободу информации, защищающие ее от злоупотреблений. Негосударственные СМИ являются важной частью гражданского общества. Они обычно имеют различную идейно-политическую ориентацию. Прежде всего через них проявляет себя общественное мнение, а политическая оппозиция имеет возможность критиковать политику властей и излагать альтернативные программы.
В авторитарных государствах СМИ, как правило, находятся под полным государственным контролем. Они используются как инструмент пропаганды. Государство осуществляет жесткую цензуру.
В современном обществе никакая общественно-политическая организация и ни один политический деятель не могут быть успешными в публичной политике без доступа к СМИ.
http://dist-tutor.info/mod/book/view.php?id=32345&chapterid=2102
Тема 9 Легитимность политической власти!
1 Слово " легитимност ь" происходит от латинского "legitimus" – законный. Легитимность – это качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимность обусловлена способностью власти формировать и поддерживать убеждение в оптимальности существующих политических институтов.
2 Легитимность и легальность (законность) власти – несовпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то легитимность – доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть,
издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.
3 Типы легитимности власти:
Традиционный. Этот тип основан на обычаях, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость установленного порядка.
Различают четыре вида традиционной власти.
1 Патриархализм – полная зависимость властителей от традиций. Представляет собой "чистый" вид традиционной власти, свойственный родовым отношениям.
2 Патримониализм – определенная свобода властителя от традиций. Появляется тогда, когда возникает потребность в создании армии и административного аппарата для управления захваченными территориями.
3 Султанизм – разновидность патримониализма. Характерен для стран Востока. Власть передается по наследству, а правитель фактически свободен от патриархальных традиций, что на деле нередко граничит с абсолютным произволом.
4 Феодализм – отличается от султанизма тем, что чиновники рекрутируются из местной знати, образуя сословие нотаблей, которые при выполнении управленческих функций обычно не нуждаются в оплате.
Харизматический (от греческого "charisma" – благодать, божественный дар). Основан на вере в исключительные качества и величие личности вождя. Если лидер не назначит преемника, то между его последователями нередко возникает борьба за право наследовать власть, которая грозит перерасти в кризис и привести к утрате их влияния на общество.
Легальный. Основан на подчинении законам, в рамках которых демократически избираются и действуют представители власти. Наиболее развитой формой этого типа власти выступает рациональное государство, где властные отношения лимитируются нормами права. Основным правовым актом такого государства является конституция, устанавливающая определенные правила социального поведения, которые обязаны соблюдать все без исключения граждане, в том числе и политические руководители. Законы в рациональном государстве принимают политики, а их исполнение осуществляет бюрократия.