Организационная культура – это система символических посредников, направляющих и ограничивающих активность персонала и руководства организации.
Это совокупность базовых представлений, разделенных большинством членов организации или ее активным ядром, которые служат средством внутренней регуляции и программирования организационного поведения индивидов или группы на символическом уровне.
Носителями организационной культуры являются люди.
Организационная культура бывает:
явная — зафиксирована в документальной форме (правила, инструкции или нормы);
неявная — отражена в сознании человека, поддерживается традициями, верой. Псевдоорганизационная культура — культура мафиозных организаций, наркобизнеса, террористов.
Выделяют организационную культуру:
экстравертную — обращенную во внешний мир, когда миссия находится вне области самой организации;
интравертную — обращенную внутрь самих себя.
Цель организационной культуры — помочь людям более продуктивно работать, получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. И наоборот, при соответствии организационной культуры фирмы и ценностных установок работника деятельность последнего активизируется, соответственно увеличивается эффективность.
|
|
Ценность организационной культуры заключается и в том, что она является мотивирующим фактором для сотрудников. Мотивация — позиция, предрасполагающая человека действовать специфическим, целенаправленным образом.
Организационная культура выполняет целый ряд функций:
· Охранная функция состоит в создании барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий.
· Интегрирующая функция — усиливает систему социальной стабильности в организации. Организационная культура — своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения;
· Регулирующая функция — является средством, с помощью которого формируются и контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации
· Адаптивная функциявыражается в чувстве общности всех членов организации
· Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло.
· Мотивационная функция- усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей;
· Функция имиджа организации, формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой.
Элементы организационной культуры.
К элементам организационной культуры относят такие ее параметры и свойства: индивидуальная автономность; структура; направление; интеграция; управленческое обеспечение; поддержка; стимулирование, идентифицированность, управление конфликтами, управление рисками, система мотиваций, психологический настрой человека.