Луч милости был, Бецкой, ты.
Державин
Просвещенный и высокоодаренный от природы Иван Иванович Бецкой (1704—1795) принадлежит к великим именам России. Это государственный и общественный деятель просвещения, основные усилия которого были устремлены в область развития образования. В 1763 им был представлен императрице Екатерине II доклад «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в котором рассматривались вопросы воспитания детей и взращивания "новой породы" людей. Можно сказать, что этот доклад явился началом крупнейшего социального эксперимента XVIII века. В традициях европейского просветительства Бецкой предлагал организовать закрытые воспитательно-образовательные учреждения, где 5-6-летние дети, избавленные от «развращающего» влияния родителей и окружающей среды, будут находиться до 18 лет под неусыпным попечением педагогов: «В последних сих вся важность и затруднение состоит: им надобно быть всем известной и доказанной честности и праводушия, а поведение их и нравы долженствуют быть непорочны; особливо же надлежит им быть терпеливым, рассмотрительным, твердым и правосудным; и одним словом таковым, чтобы воспитывающееся юношество любило их и почитало, и во всем добрый от них пример получало».
Бецкой пытался решить и другую социальную проблему: вырастить необходимый в России "третий чин людей", занимающихся торговлей, промышленностью, ремеслом.
Педагогическая и воспитательная система И.И. Бецкого основывалась на единстве «наук и художеств», различие между учениками должно быть одно – развитие склонностей учащихся и творческий подход к обучению. «Искусство доказало, что один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина: но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей воспитан не в добродетелях, и твердо оные в сердце его не вкоренены: а небрежением того, и ежедневными дурными примерами, привыкает он к мотовству, своевольству, бесчестному лакомству и непослушанию» [из письма к императрице]. Корень всему злу и добру – воспитание и можно смело утверждать, что только в единение наук и искусств можно получить «новую породу».
Много сил и внимания Бецкой уделял женскому и физическому воспитанию, был ярым противником телесных наказаний в образовательных учреждениях: «если нравы повреждены, наказания никогда не будут полезны, и действительным к тому не послужат лекарством», ссылаясь при этом на китайских мудрецов, что при частых и чрезвычайных наказаниях худые поступки только преумножаются.
Начиная с 60-х годов XVIII века, при активном участии и руководстве Бецкого в Москве и Петербурге был открыт целый ряд воспитательных и образовательных учреждений. Среди них: воспитательные дома с госпиталем для рожениц, коммерческое училище, училище при Академии художеств, куда принимали мальчиков разных сословий (кроме крепостных), Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок, подобное ему Екатерининское училище в Москве, Сухопутный шляхетский кадетский корпус. Для детей других сословий (кроме крепостных), т. н. третьего чина, создавались профессиональные училища со средним специальным учебно-образовательным курсом: коммерческое училище при Московском воспитательном доме (1772), родовспомогательное училище при Петербургском воспитательном доме, училища при Академии художеств (1764), педагогические училища при Воскресенском Новодевичьем (Смольном) монастыре (1765) и Сухопутном шляхетном кадетском корпусе (1766). «Благородные училища» для детей дворян создавались на средства государства, «мещанские» училища — на пожертвования граждан.
Все вновь открытые и реорганизованные учебные заведения с 1760-х до начала 1790-х были объединены руководством Бецкого, который дополнительно долгое время являлся попечителем Смольного общества благородных девиц, членом совета и фактическим руководителем Сухопутного шляхетного кадетского корпуса, возглавлял также Канцелярию от строений, был одним из основателей и членов Комиссии от строений Петербурга и Москвы. При нем в Санкт-Петербурге появились памятник Петру 1 на Сенатской площади, гранитные набережные Невы, Екатерининского канала и Фонтанки, дом Академии художеств, Эрмитажный дворец и др.
На деньги И.И. Бецкого в течение многих лет воспитывались ежегодно по 5 воспитанниц Смольного и по 4 кадета в корпусе, а по духовному завещанию он оставил Воспитательному дому – 162995 руб., Обществу благородных девиц – 38999 руб., Академии художеств – 33951 руб., Кадетскому корпусу – 20964 руб.
Отражает широту педагогической и общественной деятельности Ивана Ивановича Бецкого оставленные после него:
1. «Генеральный план Императорского воспитательного дома», ч. 1 изд. В 1763 г. в «Полном собрании законов» под № 11908. Второе издание вышло в 1767 г. с дополнением II и III частей так же в «Полном собрании законов» под №12957. Позже сделаны третья и четвертая редакции. В 1889 г. выходит пятая под названием «Генеральный план Императорского воспитательного, для приносных детей, дома и госпиталя для бедных родильниц» в 3 частях.
2. «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», СПб. 1764 г.
3. «Устав воспитания 200 благородных девиц» СПб. 1764 и 1768 гг.
4. «Устав Императорской академии трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры с воспитательным при ней училищем». СПб. 1764 г.
5. «Физические примечания о воспитании детей от рождения до юношества». СПб 1766.
6. «Собрание учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества, с прочими в пользу Общества установлениями». СПб. Т.1 – 1789, т. 2 – 1791.
7. Брошюры, СПб. 1791
- «Способ прививания оспы»
- «Краткое предохранительное спознание о заразительной язве»
- «О народных российских банях»
8. «Инструкция графу Бобринскому, отпр. за границу» в «Отечественных записках 1823 г. №34.
9. «План воспитательного училища из купеческих детей по коммерции».
ЛИТЕРАТУРА:
1. И.И. Бецкой – друг человечества / Краткий библиографический очерк. По поводу двухсотлетия со дня его рождения // РНБ – Ф. №38.52.2.14 (Товарищество Р. Голике и А.Вильборг). 1904 г. – 22 л.
2. Бецкий И.И. Завещание его. 21 янв. 1794 г. / Черновик // ОР РНБ. – Ф. №608 (Помяловский И.В.). – Оп. 1. – Ед.хр.4660. – 7 л.
3. Михайловский Н. М. Материалы для биографии И.И. Бецкого (продолжение) / Черн. автограф. Продолжение биографии, опубл. в ЖМНП в 1853 г. // ОР РНБ. – Ф. № 487 (Михайловский Н.М.). – Ед. хр.10. - 25 л.
4. Штелин Я.Я. Письмо к И.И. Бецкому. 1761 / На нем. и франц. языках. черновой автограф // ОР РНБ. – Ф. №871 (Штелин Я.Я.). – Ед.хр.161. – 1 л.
Приложение №1
Уважаемые участники! Пожалуйста, не удаляйте и не добавляйте строки.
ЗАЯВКА на участие во Всероссийской научно-практической конференции «Завещание И.И. Бецкого» | |
Форма участия (очная, заочная, в качестве слушателя) | |
ФИО (автор): | |
Соавторы (ФИО, полностью) *при наличии | |
Тема доклада/название статьи: | |
Название секции: | |
Ученая степень: | |
Ученое звание: | |
Teaching Field(s)Primary Teaching SituatioМесто работы (полностью): | |
Должность: | |
Почтовый адрес для отправки сборника (с индексом и областью): | |
Адрес электронной почты (E-mail): | |
Telephone NumbТелефон/факс: Fax | |
Технические требования к выступлению: (проектор, компьютер, звук, видео и т.п) | |
Расчет стоимости участия/публикации | |
Организационный взнос, Сертификат участника | 400.00 рублей |
Публикация 4-х страниц | 950 рублей |
Оплата дополнительных страниц (+220 руб. за каждую страницу) | + 0.00 рублей |
Дополнительно приобретаемые сборники (+250 рублей за каждый сборник) | + 0.00 рублей |
Доставка каждого сборника заказной бандеролью (+120 рублей) *доставка каждого сборника оплачивается и добавляется к оргвзносу (для иногородних авторов) | +150 рублей |
Итого к оплате: | = 0000.00 рублей |
Дата подачи заявки: «____» ________________20___г.
Приложение №2