Понятие о методе товаров-представителей

Основной целью международных макроэкономических сопоставлений является перевод валового внутреннего продукта (ВВП) и других агрегатов национальных счетов различных стран в единую валюту для обеспечения их прямой сопоставимости. При решении данной задачи предпочтение отдается расчету фактических паритетов покупательной способности (ППС), а не использованию официальных валютных курсов для перевода национальных валют [2].

ППС показывает количество денежных единиц страны А, необходимых для покупки некоего стандартного набора товаров и услуг, который можно купить за 1 денежную единицу страны Б (или базисной страны) или за 1 единицу условной (общей) валюты группы стран.

В настоящее время для осуществления международных сопоставлений макроэкономических показателей используется индексный метод на основе товаров-представителей, по ценам которых рассчитываются ППС.

Схема метода выглядит следующим образом.

Исходный показатель разбивается на большое число однородных первичных групп, внутри которых экспертным путем подбирается некоторое число товаров-представителей; затем на основании национальных цен отобранных товаров-представителей вычисляются индивидуальные и групповые паритеты покупательной способности валют, которые агрегируются разными методами в сводный ППС, который и используется для переоценки показателей в сопоставимую валюту.

Согласно общей схеме паритеты покупательной способности рассчитываются по каждой первичной группе. Паритеты для более высоких уровней агрегирования рассчитываются в виде взвешенных средних соответствующих первичных групп.

Тогда ППС по формуле Пааше имеет следующий вид:

, (9)

где PA, QA, PB, QB – цены и количества товаров в странах A и B (обозначения отдельных товаров для простоты опущены);

WA, WB – стоимостные объемы товарных групп в странах A и B в национальных валютах.

ППС по формуле Ласпейреса имеет следующий вид:

(10)

ППС по формуле Пааше корреспондируется с соответствующим индексом физического объема Ласпейреса и наоборот. Обычно имеются довольно значительные расхождения между численными значениями индексов Пааше и Ласпейреса. Как правило, индекс Ласпейреса больше индекса Пааше по числовой величине. Это объясняется тем, что относительные цены и количества между странами имеют тенденцию к отрицательной корреляции – так называемый эффект Гершенкрона: институциональные единицы в стране обычно покупают относительно больше продуктов и услуг, которые относительно более дешевы в стране по сравнению с другими странами [7].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: