Домашнее задание

Практическое занятие № 4

Лексика русского языка с точки зрения исторической перспективы.

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения.

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления (социально-диалектного состава).

Стилистическая дифференциация лексики русского языка

Опорные вопросы

1. Что такое активный и пассивный состав лексики? Какие слова называются устаревшими? В чем разница между историзмами и архаизмами? Опишите типы архаизмов. Как используется устаревшая лексика в языке художественной литературы? Какие слова называются новыми? Назовите пути появления в языке новых слов. Что такое окказионализмы?

2. Какая лексика считается исконно русской? Признаки старославянизмов (фонетические, словообразовательные, семантические). Внешние и внутренние причины заимствований. Назовите фонетические и морфологические признаки заимствований.

3. Понятие национального языка. Признаки национального языка. Назовите составные части национального языка? Назовите отличия литературного языка от других подсистем национального языка. Понятие об общенародной лексике и лексике ограниченного употребления. Что такое диалектная лексика? Что такое диалектизмы? Назовите типы диалектизмов. Что такое специальная лексика (термины, профессионализмы)? В чем отличие терминов от профессионализмов? Охарактеризуйте термины жаргон, арго. Оцените использование жаргонизмов в газетной речи, в публичной речи, в своей речи.

4. Охарактеризуйте понятие межстилевая, стилистически нейтральная лексика. Что представляет собой лексика разговорного стиля? Сопоставьте разговорную лексику и просторечные слова. Охарактеризуйте лексику книжных стилей: сугубо книжную, научную, официально-деловую, газетно-публицистическую, поэтическую. Что представляет собой эмоционально-экспрессивная лексика? Какие стилистические пометы сопровождают функционально закрепленную и эмоционально-экспрессивную лексику в словарях? Как соотносятся эти пометы?

Литература

1. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 1990. – С. 285-298.

2. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. М., 2003. – С. 142-161.

3. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. /Под ред. Е.И. Дибровой. Ч.1. М., 2001. – С. 328-336.

4. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1989. – С. 153-168.

5. Русский язык: Энциклопедия. – 2- изд., М., 1997.

Список литературы открытый.

Домашнее задание

Выучить термины: активный словарный запас (словарь); пассивный словарный запас (словарь); историзмы; архаизмы; неологизмы; исконно русская лексика, заимствованные слова, экзотизмы, признаки заимствованных слов, интернационализмы, старославянизмы и их признаки, лексика ограниченного употребления; диалектизмы; термины; профессионализмы; просторечные слова; жаргонизмы; нейтральная лексика; книжная лексика; разговорная лексика; канцеляризмы; речевые штампы.

Задания 1, 4, 5, 8, 10 выполните письменно

1. Укажите в приведенном отрывке историзмы и архаизмы (определите тип архаизмов). С какой целью они используются автором?

Александр умер на обратном пути из Орды, не доехав до Владимира, в Городце.

Приставали в Нижнем. Обламывая береговой лед, лодьи подводили к берегу. Бессильное тело больного князя бережно выносили на руках. Тяжелую кладь, казну и товары, оставили назади, ехали налегке – довезти бы скорей! И все одно не успели. От холодного лесного воздуха родины ему сперва полегчало, но уже под Городцом поняли – не доедет. Остановили на княжом подворье. Обряд пострижения в монашеский сан совершали наспех, торопясь. Священник, отец Иринарх, пугливо взглядывал в стекленеющие очи великого князя владимирского и киевского, все еще не веря тому, что происходило у него на глазах. Властной тяжестью руки Александр паче всего приучил всех верить в свое бессмертие. И вот – рушилось. Русская земля сиротела, и он, Иринарх, перстом Господа был указан для дела скорбного и громадного: отречь от мира надежду и защиту земли. Замешкавшись, он пропустил тот миг, когда последнее дыхание умирающего прервалось и осталось смежить очи, из которых медленно уходила жизнь. Трепетной рукою он коснулся холодеющих вежд, с усилием закрыл и держал, шепча молитву, дабы не открылись вновь, не увидеть еще этот немой, безмысленный, мертвый и страшный взгляд; два холодных драгих камня – грозно оцепеневшие голубые очи великого князя.

(Д. Балашов)

2. О какого рода неологизмах (лексических, фразеологических или семантических) упоминается в приведенном тексте? Какова сфера их употребления? Проверьте по словарю, какие значения выделенных в тексте слов зафиксированы в нем.

В речевой практике последних лет наблюдается значительное количество словоупотреблений, не соответствующих канонам современной академической лексикографии. Так, прилагательное нелицеприятный почти всегда встречается в значении «неприятный» (а не «беспристрастный, справедливый); существительное персоналия – в значении «персона» (а не «материалы о выдающейся личности»); муссировать – в значении «обсуждать» (а не «преувеличивать, раздувать») и т.п. Как расценивать отмеченные явления: как нарушения лексических норм, то есть ошибки, или как факты естественной языковой динамики?

(Э. Головина)

3. Попытайтесь объяснить причины появления данных неологизмов. Укажите способ номинации (словообразовательный, семантический, заимствование).

Бездуховность, афганец, ветеранка, льготник, бройлер, Сити-центр, комикс, дайвинг, сайдинг, отфутболивать, реанимобиль, мотель, домофон.

4. Определите, являются ли приводимые слова исконными или относятся к заимствованиям. Укажите, пользуясь «Кратким этимологическим словарем русского языка» Н.М. Шанского или другими и «Словарем иностранных слов» источник и время заимствования. Для выполнения задания составьте таблицу. Слова следует располагать по алфавиту.

  Исконные слова Заимствованные слова
Ранние (до XVII в.) Поздние (с XVII в.)
Болеть – общеслав. Январь – греч. (с XI в.) Вариация – польск. (с XVII в.)

Копейка, зверь, барсук, газета, казнь, башмак, нация, ванна, поработать, ватерполо, алфавит, винтовка, вобла, бумага, гамаши, бесчинство, артель, невралгия, бездарный, картофель, детвора, богатырь, балык, пенсия, идея, вьюк, ватага, лапша, кукуруза, мастер, команда, мировоззрение, обезьяна, объект, фабрика.

5. Пользуясь словарем иностранных слов, определите значения этих слов. Укажите, какие из этих слов, заимствованных русским языком из других языков, отличаются значением от соответствующих слов языка-источника. Объясните причины заимствования этих слов. Какие из этих слов имеют в русском языке синонимы? Назовите признаки заимствованных слов. Выделите экзотизмы.

Андеграунд, банджо, биеналле, бистро, боди-гард, брифинг, брутальный, бутик, ваучер, глюк, гяур, диггер, джонка, иваси, импичмент, кайф, кам-бэк, кич, клошар, конъюнктура, кутюр, от кутюр, кюре, кэш, лобби, маргинал, мачо, мейозис, меморандум, ньюсмейкер, полтергейст, секьюрити, спикер, спонсор, статус, статут, фазенда, фокстерьер, харизма, якудза.

6. Определите происхождение слов. Объясните их значение и укажите, в чем заключается различие между ними (фонетическое, лексико-семантическое, стилистическое).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: