В начальных стадиях проектирования судна необходимо проверить его
остойчивость.
Остойчивость судна в данном проекте проверяем только в одном случае:
в полном грузу, с постоянными запасами, с равномерно распределенным грузом во всех помещениях.
6.1 Определение начальной метацентрической высоты
В начальной стадии проектирования, когда известны основные элементы, но нет теоретического чертежа, начальную метацентрическую высоту можно определить из уравнения остойчивости.
,
где = ;
= .
Получаем =0,096 и =0,552.
2,56 м.
6.2 Построение диаграммы статической остойчивости
Воспользуемся приближенным методом Власова - Благовещенского. Для этого определим вспомогательные величины.
Координаты центра величины судна в начальном положении и при наклоне 90°:
r0 = = =4,1м,
zc0= = = 3,3 м,
(zc90- zc0)= 0,64(1-1,03 )H=0,64(1-1,03 )7,3=0,72 м,
r90 =0,7(zc90- zc0) =0,7·0,72=0,5 м,
yc90 =0,5(1-0,96 )B=0,5(1-0,96 )16 =1,69 м.
Расчет плеч диаграммы статической остойчивости удобно вести в таблице 6.1
По результатам расчетов статической остойчивости строим диаграмму на
рисунке 6.1.
|
|
Таблица 6.1
-0,036 | 0,050 | 0,151 | 0,01 | -0,023 | 0.085 | 0,620 | 0,005 | 0,683 | 0,174 | 0,237 | 0,446 | |
-0,241 | 0,337 | 0,184 | 0,062 | -0,173 | 0,570 | 0,754 | 0,031 | 1,182 | 0,342 | 0,465 | 0,717 | |
-0,556 | 0,840 | 0,081 | 0,135 | -0,399 | 1,420 | 0,332 | 0,068 | 1,421 | 0,500 | 0,680 | 0,741 | |
-0,722 | 1,279 | -0,069 | 0,155 | -0,518 | 2,162 | -0,283 | 0,078 | 1,439 | 0,643 | 0,874 | 0,564 | |
-0,513 | 1,365 | -0,135 | 0,069 | -0,368 | 2,307 | -0,636 | 0,035 | 1,358 | 0,766 | 1,042 | 0,297 | |
0,026 | 1,056 | -0,135 | -0,081 | 0,019 | 1,785 | -0,554 | -0,041 | 1,209 | 0,866 | 1,178 | 0,032 | |
0,603 | 0,583 | -0,062 | -0,184 | 0,432 | 0,985 | -0,254 | -0,092 | 1,071 | 0,940 | 1,278 | -0,207 | |
0,935 | 0,210 | -0,01 | -0,151 | 0,670 | 0,355 | -0,041 | -0,076 | 0,908 | 0,985 | 1,340 | -0,431 | |
1,00 | 0,717 | 0,717 | 1,00 | 1,360 | -0,643 |
По результатам расчетов статической остойчивости строим диаграмму 6.1.
6.3 Определение критерия погоды.
Остойчивость по критерию погоды К считается достаточной, если площадь b (работа восстанавливающего момента) по диаграмме статической остойчивости больше или равна площади а.
Для определения площадей a и b воспользуемся диаграммой статической остойчивости.
Судно находится под действием ветра на постоянной скорости, направленного перпендикулярно диаметральной плоскости, которой соответствует плечо ветрового кренящего момента, приложенного статически.
Плечо этого момента вычисляется по формуле:
l w1= ,
где - условное давление ветра в Па, определяющееся по Правилам[1] в-зависимости от района плавания. Для района плавания R1=353 Па; g=9,81м/с2; D=6177т; – аппликата центра парусности; - площадь парусности.
|
|
Определение площади и центра парусности ведем в таблице 6.2, с использованием рисунка 5.1.
Таблица 6.2 Определение площади и центра парусности.
№п/п | Наименование | Площадь Si,м | Отстояние Zi,м | Статический момент SiZi, м3 |
Надводный борт | 114,4 | 0,65 | 74,4 | |
Бак и фальшборт | 3,05 | 128,1 | ||
Надстройки 1 яруса | 73,5 | 3,05 | 224,6 | |
Надстройки 2 и 3 яруса | 6,8 | 462,4 | ||
Надстройки 4 яруса | 10,05 | 301,5 | ||
Рубка | 23,75 | 12,55 | 298,1 | |
Продолжение таблицы 6.2 | ||||
Труба | 6,25 | 10,05 | 62,8 | |
Суммы | Ʃ1358 | Ʃ21552 | ||
Остаточные суммы | 0,18 | 155,2 | ||
Итого | 376 |
Sп= 1,05Ʃ1=376 м2; Zп= = =4,5 м.
Тогда, с учетом площади парусности:
l w1= =0,00995=0,01 м.
Кроме ветра действующего статически, судно подвергается действию шквального ветра с плечом кренящего момента l w2.
l w2=1,5· l w1=1,5·0,01=0,015 м.
Амплитуда качки определяется по формуле:
θ r =109 k X1X2 ,
где k- коэффициент, учитывающий влияние скуловых килей = 0,88;
X1=0,96; X2=1; r=0,615; S=0,073.
θ r =109·0,88·0,961 =19,5 град.
На диаграмме статической остойчивости рисунок 6.1 угол θс=62°, соответствует l w2.
θw1=0,1°
После всех построений определим площади a,b и критерий погоды.
Критерий погоды K =
a =6,63 м·град,
b =16,75 м·град,
K= = 2,5≥1
6.4 Параметры диаграммы.
Судно признается остойчивым, если удовлетворяются условия, приведенные в таблице 6.3.
Таблица 6.3 Параметры остойчивости.
Параметр | Требуемое значение | Расчетное значение |
Максимальное плечо ДСО | ≥0,2 | 0,75 |
Угол крена при максимальном плече | ≥30° | 30° |
Продолжение таблицы 6.3 | ||
Угол заката | ≥60° | 61° |
Площадь по кривой восстанавливающих моментов до 30° | ≥0,055 | 0,26 |
Площадь по кривой восстанавливающих моментов до угла крена 40° | ≥0,09 | 0,12 |
Площадь под кривой восстанавливающих моментов между углами крена 30° и 40° м/рад | ≥0,03 | 0,38 |
Критерий погоды | ≥1 | 2,5 |
Метацентрическая высота | ≥0,15 м | 2,56 |
0,08 | 0,08 | |
2,5 | 2,6 |
Если при проверке остойчивости параметры и превышают 0,8 и 2,5 соответственно, то остойчивость должна быть дополнительно проверка по критерию ускорения. При чем, расчетное ускорение не должно быть больше допустимого.
6.5 Проверка остойчивости по критерию ускорения K*.
Остойчивость по критерию ускорения считается приемлемой, если в рассматриваемом состоянии нагрузки расчетное ускорение не превышает допустимого значения= 0,3.
K*= ≥1
aрасч=0,0105 , где - амплитуда качки, - коэффициент, учитывающий особенности качки в зависимости от B/T.
aрасч=0,0105 =0,22
K*= =1,36
6.6 Анализ результатов.
На основании произведенных расчетов можно сделать вывод, что судно обладает удовлетворительной остойчивостью.