Остойчивость проектируемого судна

В начальных стадиях проектирования судна необходимо проверить его

остойчивость.
Остойчивость судна в данном проекте проверяем только в одном случае:

в полном грузу, с постоянными запасами, с равномерно распределенным грузом во всех помещениях.

6.1 Определение начальной метацентрической высоты

В начальной стадии проектирования, когда известны основные элементы, но нет теоретического чертежа, начальную метацентрическую высоту можно определить из уравнения остойчивости.

,

где = ;

= .

Получаем =0,096 и =0,552.

2,56 м.

6.2 Построение диаграммы статической остойчивости

Воспользуемся приближенным методом Власова - Благовещенского. Для этого определим вспомогательные величины.

Координаты центра величины судна в начальном положении и при наклоне 90°:

r0 = = =4,1м,
zc0=
= = 3,3 м,

(zc90- zc0)= 0,64(1-1,03 )H=0,64(1-1,03 )7,3=0,72 м,

r90 =0,7(zc90- zc0) =0,7·0,72=0,5 м,

yc90 =0,5(1-0,96 )B=0,5(1-0,96 )16 =1,69 м.

Расчет плеч диаграммы статической остойчивости удобно вести в таблице 6.1

По результатам расчетов статической остойчивости строим диаграмму на
рисунке 6.1.


Таблица 6.1

                           
                         
                         
  -0,036 0,050 0,151 0,01 -0,023 0.085 0,620 0,005 0,683 0,174 0,237 0,446
  -0,241 0,337 0,184 0,062 -0,173 0,570 0,754 0,031 1,182 0,342 0,465 0,717
  -0,556 0,840 0,081 0,135 -0,399 1,420 0,332 0,068 1,421 0,500 0,680 0,741
  -0,722 1,279 -0,069 0,155 -0,518 2,162 -0,283 0,078 1,439 0,643 0,874 0,564
  -0,513 1,365 -0,135 0,069 -0,368 2,307 -0,636 0,035 1,358 0,766 1,042 0,297
  0,026 1,056 -0,135 -0,081 0,019 1,785 -0,554 -0,041 1,209 0,866 1,178 0,032
  0,603 0,583 -0,062 -0,184 0,432 0,985 -0,254 -0,092 1,071 0,940 1,278 -0,207
  0,935 0,210 -0,01 -0,151 0,670 0,355 -0,041 -0,076 0,908 0,985 1,340 -0,431
  1,00       0,717       0,717 1,00 1,360 -0,643

По результатам расчетов статической остойчивости строим диаграмму 6.1.

6.3 Определение критерия погоды.

Остойчивость по критерию погоды К считается достаточной, если площадь b (работа восстанавливающего момента) по диаграмме статической остойчивости больше или равна площади а.

Для определения площадей a и b воспользуемся диаграммой статической остойчивости.

Судно находится под действием ветра на постоянной скорости, направленного перпендикулярно диаметральной плоскости, которой соответствует плечо ветрового кренящего момента, приложенного статически.

Плечо этого момента вычисляется по формуле:

l w1= ,

где - условное давление ветра в Па, определяющееся по Правилам[1] в-зависимости от района плавания. Для района плавания R1=353 Па; g=9,81м/с2; D=6177т; – аппликата центра парусности; - площадь парусности.

Определение площади и центра парусности ведем в таблице 6.2, с использованием рисунка 5.1.

Таблица 6.2 Определение площади и центра парусности.

№п/п Наименование Площадь Si,м Отстояние Zi,м Статический момент SiZi, м3
  Надводный борт 114,4 0,65 74,4
  Бак и фальшборт   3,05 128,1
  Надстройки 1 яруса 73,5 3,05 224,6
  Надстройки 2 и 3 яруса   6,8 462,4
  Надстройки 4 яруса   10,05 301,5
  Рубка 23,75 12,55 298,1
Продолжение таблицы 6.2
  Труба 6,25 10,05 62,8
Суммы Ʃ1358   Ʃ21552
Остаточные суммы 0,18   155,2
Итого 376    

Sп= 1,05Ʃ1=376 м2; Zп= = =4,5 м.

Тогда, с учетом площади парусности:

l w1= =0,00995=0,01 м.

Кроме ветра действующего статически, судно подвергается действию шквального ветра с плечом кренящего момента l w2.

l w2=1,5· l w1=1,5·0,01=0,015 м.

Амплитуда качки определяется по формуле:

θ r =109 k X1X2 ,

где k- коэффициент, учитывающий влияние скуловых килей = 0,88;

X1=0,96; X2=1; r=0,615; S=0,073.

θ r =109·0,88·0,961 =19,5 град.

На диаграмме статической остойчивости рисунок 6.1 угол θс=62°, соответствует l w2.

θw1=0,1°

После всех построений определим площади a,b и критерий погоды.

Критерий погоды K =

a =6,63 м·град,

b =16,75 м·град,

K= = 2,5≥1

6.4 Параметры диаграммы.

Судно признается остойчивым, если удовлетворяются условия, приведенные в таблице 6.3.

Таблица 6.3 Параметры остойчивости.

Параметр Требуемое значение Расчетное значение
Максимальное плечо ДСО   ≥0,2 0,75
Угол крена при максимальном плече ≥30° 30°
Продолжение таблицы 6.3
Угол заката ≥60° 61°
Площадь по кривой восстанавливающих моментов до 30° ≥0,055 0,26
Площадь по кривой восстанавливающих моментов до угла крена 40° ≥0,09 0,12
Площадь под кривой восстанавливающих моментов между углами крена 30° и 40° м/рад ≥0,03 0,38
Критерий погоды ≥1 2,5
Метацентрическая высота ≥0,15 м 2,56
0,08 0,08
2,5 2,6

Если при проверке остойчивости параметры и превышают 0,8 и 2,5 соответственно, то остойчивость должна быть дополнительно проверка по критерию ускорения. При чем, расчетное ускорение не должно быть больше допустимого.

6.5 Проверка остойчивости по критерию ускорения K*.

Остойчивость по критерию ускорения считается приемлемой, если в рассматриваемом состоянии нагрузки расчетное ускорение не превышает допустимого значения= 0,3.

K*= ≥1

aрасч=0,0105 , где - амплитуда качки, - коэффициент, учитывающий особенности качки в зависимости от B/T.

aрасч=0,0105 =0,22

K*= =1,36

6.6 Анализ результатов.

На основании произведенных расчетов можно сделать вывод, что судно обладает удовлетворительной остойчивостью.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: