4.1 Определение водоизмещения проектируемого судна в первом приближении
Уравнение масс является аналитическим выражением равенства массы судна к сумме масс, входящих в его нагрузку.
D = , (3.1)
где D – массовое водоизмещение судна, т;
mi – составляющие нагрузки.
Уравнение (3.1) для случая, когда задан дедвейт можно записать:
, (3.2)
,
,
,
где qко – измеритель масс корпуса-оборудования; pзв - измеритель запаса водоизмещения; pM – измеритель масс механизмов; - скорость;
Са – адмиралтейский коэффициент; D – водоизмещение.
Измерители масс, адмиралтейский коэффициент, коэффициент общей полноты принимаем по прототипу.
,
,
,
.
Коэффициенты a, b, c:
,
,
Тогда уравнение (3.2) запишем:
0,696 D -0,294 -4200=0.
Решая это уравнение методом итерации получаем водоизмещение в полном грузу D=6177т
4.2 Определение главных размерений судна в первом приближении.
После определения водоизмещения судна переходим к определению главных размерений: L, B, T, H и коэффициентов полноты , при этом можно воспользоваться уравнением плавучести:
|
|
(3.3)
и соотношениями главных размерений судна-прототипа.
, , , .
Для проектируемого судна соотношения главных размерений и коэффициент общей полноты в первом приближении примем такими же, как у судна-прототипа.
Тогда главные размерения проектируемого судна:
Назначаем ширину судна 16м, с учетом размещения контейнеров в трюме.
Тогда:
;
;
.
Мощность главных двигателей определяем как:
Для обеспечения общей продольной и общей поперечной прочности судна, Правила Регистра регламентируют соотношение главных размерений для
района плавания R1: L / Н < 19;
В / Н < 2,5.
L 1 / Н 1 < 11,6;
В 1 / Н 1 < 2, 2 – что удовлетворяет Правилам [1]
Коэффициент общей полноты зависит от относительной скорости судна.
=0,646…0,886
Принятые соотношения главных размерений удовлетворяют требованиям Правил.[1]
δ=0,739 попадает в рекомендуемый диапазон.
4.3 Определение контейнеровместимости.
По выбранным размерениям необходимо определить количество контейнеров по высоте и ширине судна. Для этого воспользуемся схемой поперечного сечения судна приведенной на рисунке 4.1.
Высота двойного дна hдд определяется формулой.
hддmin=
Назначаем высоту двойного дна 1000 мм.
Используя опыт проектных организаций и размещение контейнеров по ширине и высоте, выбираем ширину двойного борта и высоту комингса грузового люка
Согласно схеме, расположенной на рисунке 4.1, в трюме по ширине будет расположено 5 контейнеров в 3 яруса. Такое расположение контейнеров соответствует выбранным размерениям.
4.4 Проверка минимальной высоты надводного борта
|
|
Согласно «Правил о грузовой марки морских судов» базисный надводный борт проектируемого судна должен быть не менее 876 мм.
Правила определяют поправки к базисному надводному борту:
для судов <100 м базисный надводный борт увеличивается на:
Δ1=7,5(100-L)(0,35-Е/L)=17 мм,
где Е/L= 0,2 отношения длины надстройки к длине судна.
Если δ>0,68 то Ннбб умножаем на k.
k= ,
так как Н>L/15, тогда
Δ2=()R=283 мм.
С учетом поправок минимальный надводный борт:
Fmin=Fбmin· k+Δ1+ Δ2=876·1,04+17+283=1211 мм
Надводный борт проектируемого судна равен;
Fнб=Н-Т+S=7300-6000+12=1312 мм.
Fнб> Fmin, что удовлетворяет требованиям Правил[1].
4.5 Нагрузка масс проектируемого судна.
Рассчитаем укрупненную нагрузку масс в таблице 4.1.
Рассмотрим составляющие дедвейта:
- m14 раздела нагрузки;
-масса экипажа; -масса провизии;
-масса питьевой воды; -масса отходов
=
- масса переменных жидких грузов;
Масса топлива, масла и питательной воды:
,
где ;
;
- удельный расход топлива;
- мощность;
- автономность в часах.
Масса груза: .
Таблица 3.1
Нагрузка масс проектируемого судна в первом приближении
№ п/п | Наименование раздела | Формула | Масса, т |
Корпус оборудованный | |||
Механизмы | |||
Запас водоизмещения | 123,5 | ||
Водоизмещение порожнем | |||
Экипаж, провизия, вода, расходы | |||
Груз перевозимый | |||
Топливо, масло, питательные воды | |||
Переменные жидкие грузы | |||
Дедвейт | |||
Водоизмещение в грузу |
Несовпадение нагрузки масс и D составляет:
Δ= ·100<0,5
Δ= <0,5-менее 0,5%, второе приближение не требуется.
Корректировка запаса водоизмещения
Так как расхождение между нагрузкой масс и водоизмещением менее 0,5 %, то корректировку произведем за счет запаса водоизмещения. т
4.6 Расчет коэффициентов полноты.
Коэффициент полноты ватерлиний можно расчитать по формуле
α=0,98δ1/2±0,06,
α+0,06=0,902,
α -0,06=0,782,
α= 0,782...0,902.
Принимаем α= 0,900.
Коэффициент полноты мидельшпангоута можно расчитать по формуле:
β=1,014δ1/12±0,004,
β+0,004=0,993,
β-0,004=0,984,
β=0,984...0,993.
Принимаем β=0,993
Получаем: α= 0,900 и β=0,993.
4.7 Определение удельной погрузочной кубатуры.
Удельную погрузочную кубатуру можно определить из уравнения вместимости.
LBH= ,
где δтр - коэффициент полноты трюма (0,93-0,97) принимаем равный 0,95.
µгр - удельная погрузочная кубатура
ξ - коэффициент, учитывающий проходы, трапы и места не занятые грузом
(0,08-0,1) принимаем равный 0,1
λ - отношение длины трюмов к длине судна (0,7-0,76) принимаем равный 0,73
χ - коэффициент, учитывающий объем, занимаемый набором, двойным дном и двойными бортами, в районе трюмов (0,18-0,24) принимаем равный 0,2.
Тогда выражаем
µгр= = =1,23 м3/т
4.8 Анализ полученных результатов.
На основании проведенных расчетов получаем следующие основные характеристики:
L=85м; B=16м; H=7,3м; T=6м;
D=6177т; N=1436 кВт; α=0,900; δ=0,739; β=0,993
И соотношения главных размерений:
Выбранные главные размерения соответствуют Правилам[1].