Правила классификации постройки судов [1] проектируемого судна класса
предъявляют требования по непотопляемости: при затоплении одного отсека судно должно оставаться на плаву и обладать аварийной остойчивостью.
Проверочный расчет непотопляемости при затопленном машинном отделении производим способом постоянного водоизмещения в табличной форме,
таблица 11.1, для расчетного случая в полном грузу с полными запасами.
Помещение, подверженное затоплению, находится между переборками 103-125, длиной 13,2м.
Для определения посадки судна и остойчивости в затопленном помещении необходимо знать геометрические характеристики этого помещения:
-объем помещения, v0 ;
-абсцисса объема, xv;
-аппликата объема, zv;
-площадь потерянной ватерлинии,S;
- абсцисса потерянной ватерлинии, xs;
-моменты инерции относительно продольной оси, ix;
-моменты инерции относительно поперечной оси, iy;
Определение этих характеристик можно выполнить, используя теоретический чертеж и строевую по шпангоутам. Эту процедуру можно упростить, заменяя обвод ватерлинии и участок ветви строевой параболой второй степени.
Принятые обозначения в таблице 11.1, где точки a и c соответствуют расположению носовой и кормовой переборок затопленного отсека,
b- середина затопленного отсека.
xa, xb, xc- абсциссы указанных точек,
ya, yb, yc- ординаты указанных точек,
w a, w b, w c- погруженная площадь шпангоута в указанных точках.
xa=-19,3 м;
xb=-25,8 м;
xc=-32,5 м;
ya=8 м;
yb=8 м;
yc=7,6 м;
w a=107 м2;
w b= 86 м2;
w c=54,5 м2.
Таблица 11.1 - Проверка непотопляемости при затоплении отсека….. (симметричное заполнение)
| № п/п | Наименование величин | Размерность | Обозначение и формула | Величина | Примечание |
| Водоизмещение | м3 | V | |||
| Первоначальная средняя осадка | м | T ср | По грузовому размеру | ||
| Объем затопленного отсека по КВЛ | м3 | v 0 | По строевой по шпангоутам или по (10.14) | ||
| Объем влившейся воды в затопленный отсек по КВЛ | м3 | | – определяется по Правилам ( =0,85 для машинного отделения) | ||
| Площадь КВЛ до повреждения | м2 | S | По гидростатическим кривым | ||
| Потерянная площадь КВЛ | м2 | | По теоретическому чертежу или по (10.12) | ||
| Действующая площадь КВЛ после повреждения | м2 | | |||
| Абсцисса и ордината ЦТ потерянной площади s | м | =0 | -25,74 | См. примечание (10.13) | |
| Абсцисса ЦТ КВЛ | м | xf | -1,4 | По гидростатическим кривым | |
| Абсцисса ЦТ действующей КВЛ | м | | 4,1 | По формуле (10.2) | |
| Ордината ЦТ действующей КВЛ | м | | - | По формуле (10.2) | |
| Абсцисса ЦТ объема v | м | | -26,03 | См. примечание (10.17) | |
| Аппликата ЦТ объема v | м | | 3,3 | См. примечание (10.18) | |
| Собственный момент инерции потерянной площади S | м4 | | См. примечание (10.15) | ||
| Продолжение | таблицы | 11.1 | |||
| Собственный момент инерции потерянной площади S | м4 | | См. примечание (10.16) | ||
| Потерянный момент инерции | м4 | | По формуле (10.3) | ||
| Потерянный момент инерции | м4 | | По формуле (10.3) | ||
| Изменение средней осадки | м | | 1,05 | ||
| Изменение поперечной метацентрической высоты | М | | -0,23 | По формуле (10.5) | |
| Изменение продольной метацентрической высоты | М | | -14,7 | По формуле (10.6) | |
| Первоначальное значение поперечной метацентрической высоты | м | h=r+zc-zg | 2,62 | Из расчета начальной остойчивости | |
| Первоначальное значение продольной метацентрической высоты | м | H=R+zc-zg | 101,47 | Из расчета начальной остойчивости | |
| Новое значение поперечной метацентрической высоты | м | | 2,39 | ||
| Новое значение продольной метацентрической высоты | м | | 86,77 | ||
| Угол дифферента | рад | | -0,054 | Формула (10.9) | |
| Новая осадка носом | м | | 4,98 | Формула (10.10) | |
| Новая осадка кормой | м | | 9,1 | Формула (10.11) |
Из таблицы 11.1 можно сделать вывод, что непотопляемость при затопленном отсеке судна выполняется.
– определяется по Правилам (
=0






