Особенности логопедической работы
1. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения.
- Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
- «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
- «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
- «Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
- «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
- «Упражнение йогов» - рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем взрослый предлагает ему сглотнуть слюну.
- «Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.
2. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
|
|
- Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
- На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.
3. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.
4. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке.
- а а а; э э э; и и и;
- аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
- аэи, аэи, аэи.
Для развития подвижности языка при дизартрии и тяжёлых нарушениях артикуляции рекомендуется использовать следующие приёмы:
- положить кусочек сахара (леденца) между щекой и зубами — для стимуляции движений языка в сторону;
- дотронуться до кончика языка холодным металлическим предметом (шпателем) — для сокращения кончика языка;
- намазать нижнюю губу вареньем или протягивать к губам ребёнка конфету — для выработки движения языка вперёд к губам.
Для активизации движений мягкого нёба ребёнка обучают произвольному глотанию, для чего учитель-логопед капает на корень языка капли воды.
Артикуляционная гимнастика начинается с пассивной гимнастики (при помощи механического воздействия — под нажимом руки учителя-логопеда, зонда, шпателя), которая постепенно переходит в пассивно-активную, а затем — в активную, выполняемую по инструкции учителя-логопеда, под его счёт.
Пассивные упражнения создают условия, способствующие проявлению или улучшению функционирования определённых мышц. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включённых. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные упражнения создают кинестетический образ артикуляционной позиции, нужной для реализации звука, новые схемы движения.
|
|
Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Направление, объём и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация не зависят от ребёнка. Он производит артикуляционное движение только при помощи механического воздействия. Пассивные движения осуществляются сериями по 3—5 движений в каждой серии. Примеры упражнений пассивной артикуляционной гимнастики:
Пассивная гимнастика языка:
- выведение языка из ротовой полости вперёд;
- втягивание языка назад;
- опускание языка вниз (к нижней губе);
- поднимание языка вверх (к верхней губе);
- боковые отведения языка (влево и вправо);
- придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
- приподнимание кончика языка к твёрдому нёбу;
- лёгкие плавные покачивающие движения языка в стороны.
Пассивная гимнастика губ:
- собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);
- собирание нижней губы (тем же приёмом);
- собирание губ в трубочку («хоботок»), производя движение к средней линии;
- растягивание губ в «улыбку», фиксируя пальцами в углах рта;
- поднимание верхней губы;
- опускание нижней губы;
- смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта.
- создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).
Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сейчас внизу: посмотри в зеркало, почувствуй это положение»).
Нормализация моторики артикуляционного аппарата:
Упражнения для жевательных мышц (мет. И.И.Ермаковой)
1. Открыть рот и закрыть.
2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
3. Открыть рот и закрыть.
4. Надуть щеки и расслабить.
5. Открыть рот и закрыть.
6. Движения нижней челюсти вбок.
7. Открыть рот и закрыть.
8. Втянуть щеки и расслабить.
9. Открыть рот и закрыть.
10. Нижними зубами закусить верхнюю губу
11. Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот- голову прямо.