При стертой форме дизартрии

Особенности логопедической работы

1. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения.

  • Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
  • «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
  • «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
  • «Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
  • «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
  • «Упражнение йогов» - рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем взрослый предлагает ему сглотнуть слюну.
  • «Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.

2. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.

  • Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
  • На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.

3. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.

4. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке.

  • а а а; э э э; и и и;
  • аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
  • аэи, аэи, аэи.

Для развития подвижности языка при дизартрии и тяжёлых наруше­ниях артикуляции рекомендуется использовать следующие приёмы:

  • положить кусочек сахара (леденца) между щекой и зу­бами — для стимуляции движений языка в сторону;
  • дотронуться до кончика языка холодным металлическим предметом (шпателем) — для сокращения кончика языка;
  • намазать нижнюю губу вареньем или протягивать к губам ребёнка конфету — для выработки движения языка вперёд к губам.

Для активизации движений мягкого нёба ребёнка обучают произвольному глотанию, для чего учитель-логопед капает на корень языка капли воды.

Артикуляционная гимнастика начинается с пассивной гимнастики (при помощи механического воздействия — под нажимом руки учителя-логопеда, зонда, шпателя), которая постепенно переходит в пассивно-активную, а затем — в ак­тивную, выполняемую по инструкции учителя-логопеда, под его счёт.

Пассивные упражнения создают условия, способствующие проявлению или улучшению функционирования определён­ных мышц. Их целью является включение в процесс арти­кулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включённых. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные упражнения создают ки­нестетический образ артикуляционной позиции, нужной для реализации звука, новые схемы движения.

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Направление, объём и траектория пассивных дви­жений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из дви­жения, фиксация не зависят от ребёнка. Он производит ар­тикуляционное движение только при помощи механического воздействия. Пассивные движения осуществляются сериями по 3—5 движений в каждой серии. Примеры упражнений пассивной артикуляционной гимнастики:

Пассивная гимнастика языка:

  • выведение языка из ротовой полости вперёд;
  • втягивание языка назад;
  • опускание языка вниз (к нижней губе);
  • поднимание языка вверх (к верхней губе);
  • боковые отведения языка (влево и вправо);
  • придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
  • приподнимание кончика языка к твёрдому нёбу;
  • лёгкие плавные покачивающие движения языка в сто­роны.

Пассивная гимнастика губ:

  • собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);
  • собирание нижней губы (тем же приёмом);
  • собирание губ в трубочку («хоботок»), производя движе­ние к средней линии;
  • растягивание губ в «улыбку», фиксируя пальцами в углах рта;
  • поднимание верхней губы;
  • опускание нижней губы;
  • смыкание губ для выработки кинестетического ощуще­ния закрытого рта.
  • создание различных укладов губ, необходимых для про­изнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).

Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сей­час внизу: посмотри в зеркало, почувствуй это положение»).

Нормализация моторики артикуляционного аппарата:

Упражнения для жевательных мышц (мет. И.И.Ермаковой)

1. Открыть рот и закрыть.

2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

3. Открыть рот и закрыть.

4. Надуть щеки и расслабить.

5. Открыть рот и закрыть.

6. Движения нижней челюсти вбок.

7. Открыть рот и закрыть.

8. Втянуть щеки и расслабить.

9. Открыть рот и закрыть.

10. Нижними зубами закусить верхнюю губу

11. Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот- голову прямо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: