Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
  Л Групповая дискуссия (Раздел 1-3) 4 ч.
ПР Ролевая игра (Раздел 9) 2 ч.
Деловая игра (Раздел 10) 4 ч.
ЛР    
  Л Групповая дискуссия (Раздел 11, 16, 18) 4 ч.
ПР Мозговой штурм (Раздел 12) 2 ч.
Мозговой штурм (Раздел 14, 16) 2 ч.
Мастер-класс (Раздел 18) 2 ч.
ЛР    
  Л Проблемное обучение (Раздел 22, 23) 6 ч.
ПР Мозговой штурм (Раздел 20) 2 ч.
Деловая игра (Раздел 21) 2 ч.
Разбор конкретных ситуаций (Раздел 22) 2 ч.
ЛР    
Итого: 32 часа

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Образцы оценочных средств

I. Тесты для проведения текущей и промежуточной аттестаций

Тема 14. ЛИЧНОСТЬ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА

1. Личность – предмет исследования:

а) психологии;

б) социологии;

в) педагогики;

г) философии;

*д) междисциплинарный.

2. Личность – это:

а) человеческий индивид;

б) человек;

в) индивидуальность;

*г) человек, взятый в его социальном качестве;

д) homo sapiens.

3. Теоретиками концепции «зеркального Я» являются:

а) Т.Парсонс;

б) К.Л.Стросс;

*в) Ч.Кули;

г) Ф.Знанецкий;

д) У.Томас;

*е) Дж.Мид.

4.Главным разработчиком ролевой теории личности в социологии был:

а) Дж.Мид;

*б) Р.Линтон;

в) П.Блау;

г) Ч.Кули;

д)У.Томас.

5. Человек – существо:

а) биологическое;

б) психическое;

*в) биопсихосоциальное;

г) социальное.

6. Личность в социологии – это то, что:

а) отличает одного человека от другого;

б) общее, что объединяет одного человека с другим (делает их похожими);

*в) объединяет одного человека с другим (делает его похожим на другого) и одновременно отличает его от другого (других).

7. Личностью:

а) рождаются;

*б) становятся;

в) не рождаются и не становятся;

г) одни рождается, другие становится.

8. Процесс становления личности:

а) аккультурация;

б) адаптация;

*в) социализация;

г) идентификация;

д) индивидуализация.

9. З.Фрейд считал, что социализация:

а) продолжается всю жизнь;

*б) ограничивается 5-6 годами;

в) длится первые 16-18 лет жизни индивида;

г) ограничивается тремя годами.

10. Личность – это:

а) субъект общественных отношений;

б) объект воздействия общества;

*в) субъект общественных отношений и объект воздействия общества;

г) не объект и тем более не субъект общественных отношений.

11. Личность – это совокупность социально – приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов. Данное определение личности сформулировано в рамках концепции:

а) статусно – ролевой;

б) зеркального «Я»;

в) установок;

*г) бихевиористской;

д) марксистской.

12. Представителями необихевиористской теории личности являются:

*а) П.Блау;

б) Дж.Хоманс;

в) Дж.Мид;

г) Р.Линтон;

*д) Г.Олпорт.

13. Социальный статус:

а) роль, которую играет личность в обществе;

б) уровень образования человека;

в) диспозиция личности;

*г) позиция человека в обществе.

14. Ролевая теория определяет личность при помощи понятий:

*а) социальная роль;

*б) социальный статус;

в) реакция;

г) стимул;

д) установка;

е) потребность.

15. То, что должен выполнять человек в соответствии с занимаемым им социальным статусом, – это:

а) диспозиция;

*б) социальная роль;

в) адаптация;

г) социализация;

д) интериоризация.

16. Определение – «личность - это совокупность психических реакций человека на мнение о нём других», относится к теории личности:

а) ролевой;

*б) зеркального «Я»;

в) установок;

г) необихевиористской;

д) потребностей;

е) марксистской.

17. Понятие «референтная группа» было введено в научный обиход:

*а) Г.Хайменом;

б) М.Шерифом;

в) Р.Мертоном;

г) В.Ядовым;

д) Дж.Мидом.

18. Группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном, - это группа:

а) малая;

б) первичная;

в) большая;

*г) референтная;

д) социальная.

19. Референтная группа – это группа:

а) целевая;

*б) во мнении которой заинтересован индивид;

в) в которой взаимоотношения её членов имеют непосредственный (прямой) характер;

г) в которой отношения её участников имеют неформальный характер;

д) в которой отношения её участников имеют формальный характер.

20. В некоторых концепциях личности используется понятие «другой». Существует два вида «другого»:

*а) «значимый другой»;

б) «чужой другой»;

в) «свой другой»;

г) «социальный другой»;

*д) «обобщённый другой».

21. Некий абстрактный социальный статус и связанная с ним роль – это:

а) «значимый другой»;

*б) «обобщённый другой»;

в) «незначимый другой»;

г) «малозначимый другой»;

д) «какой-то другой».

22. Другой, о котором располагают каким-то вполне определённым знанием:

*а) «значимый другой»;

б) «обобщённый другой»;

в) «некий другой»;

г) «какой-то другой»;

д) «известный другой».

23. Усвоение социальной роли:

а) интеракция;

б) интерпретация;

*в) интернализация;

г) депривация;

д) перцепция.

24. Личность – это продукт:

а) развития общества;

*б) социализации индивида;

в) борьбы общественных классов;

г) воздействия государства на индивида;

д) научно – технического прогресса.

25. Ядром личности является:

*а) самосознание человека;

б) диспозиция;

в) мировоззрение;

г) моральное сознание;

д) знание.

26. Способность личности к определённому восприятию социальной ситуации и соответствующему поведению:

а) социальная роль;

б) самосознание;

в) ответственность;

г) интеракция;

*д) диспозиция;

е) позиция.

27. Личность реагирует на воздействие общества:

а) пассивно;

*б) активно;

в) всегда рационально (осознанно);

г) всегда протестно;

д) приспособительно.

28. Лишним в данном списке типов личности (типология немецкого мыслителя Шпрангера) является:

а) теоретический;

*б) практический;

в) экономический;

г) политический;

д) социальный;

е) эстетический;

*ж) психологический;

з) религиозный.

29. Отечественный учёный, выделивший такие типы личности, как пассионарный и субпассионарный человек:

а) В.Ядов;

б) Н.Бердяев;

в) И.Павлов;

*г) Л.Гумилёв;

д) А.Лазурский.

30. Учёный, деливший процесс социализации индивида на такие стадии, как оральная, анальная, фаллическая и стадию половой зрелости:

а) Н.Смелзер;

б) Ж.Пиаже;

*в) З.Фрейд;

г) Ч.Кули;

д) И.Кон.

31. Модальный тип личности – это личность:

а) идеальная;

*б) реально существующая в данном обществе;

в) наиболее отвечающая условиям современного этапа общественного развития;

г) гипотетическая;

д) абстрактная.

32. Объяснение социализации индивида при помощи понятия «подражание» принадлежит:

а) Ж.Пиаже;

б) М.Миду;

в) З.Фрейду;

*г) Г.Тарду;

д) Ч.Кули.

33. Деградация, распад личности:

а) социализация;

б) ресоциализация;

*в) десоциализация;

г) сверхсоциализация;

д) антисоциализация.

34. Пересмотр (ревизия) человеком своих личностных качеств, суть которого в отказе от одних (прежних) и формировании новых качеств:

а) социализация;

*б) ресоциализация;

в) десоциализация;

г) антисоциализация;

д) гиперсоциализация.

35. Личность сложилась, если индивид:

а) овладел грамотой;

б) стал выполнять какую–то работу (домашнюю или общественную);

*в) обрёл самосознание;

г) достиг 16-летнего возраста;

д) достиг половой зрелости.

36. Пересмотр своих взглядов, убеждений, предпочтений и ориентаций – это характерная черта социализации:

а) первичной;

*б) вторичной;

в) третичной;

г) посттретичной.

37. Негативными механизмами социализации по З.Фрейду являются:

а) имитация;

б) идентификация;

*в) чувство стыда;

*г) чувство вины.

38. Чувство стыда по З.Фрейду – это механизм социализации:

а) внутренний;

*б) внешний;

в) сознательный;

г) бессознательный;

д) предсознательный.

39. Определение, в соответствии с которым, «личность – это окультуренное благодаря «супер–эго» и обуздываемое «эго» животное», принадлежит:

а) В.Ядову;

б) Дж.П.Гилфорду;

*в) З.Фрейду;

г) Г.Олпорту;

д) Ф.Знанецкому.

40. «Супер-эго» по З.Фрейду:

а) инстинкт;

*б) общественная мораль;

в) убеждения;

г) знания;

д) вера.

41. «Ид» («оно») в теории З.Фрейда это:

*а) инстинкты;

б) самосознание;

в) «сверх – Я»;

г) общество;

д) культура.

42. Кейрси считает, что существует четыре типа индивидуальности:

*а) Эпиметей;

*б) Дионисий;

в) Орфей;

*г) Прометей;

*д) Аполлон;

е) Орион.

43. Стремление к власти над законами природы, дух научного поиска –характерные черты личности типа:

а) Эпиметей;

б) Дионисий;

*в) Прометей;

г) Аполлон.

44. Сущность человека определялась как совокупность всех тех общественных отношений, которые существуют в данном обществе и в которые вступает в своей жизнедеятельности индивид:

а) З.Фрейдом;

*б) К.Марксом;

в) Г.В.Плехановым;

г) А.Леонтьевым;

д) И.Коном;

е) М.Мидом.

45. Профессия – это статус:

*а) достигаемый;

б) предписываемый;

в) генеральный;

г) прирождённый;

д) формальный.

46. Статусы, замещение которых не зависит от человека, - это статусы:

а) достигаемые;

*б) предписываемые;

в) формальные;

г) неформальные;

д) генеральные.

47. Исполнение социальных ролей может быть:

а) итенциональным;

*б) конфликтным;

*в) консенсуальным;

г) идеалистическим;

д) материалистическим.

48. Реально существующая личность – явление:

а) историческое;

*б) конкретно-историческое;

в) внеисторическое;

г) доисторическое;

д) постисторическое.

49. Концепцию «значимого другого» разработал:

а)Дж.Мид;

*б) А.Халлер;

в) П.Блау;

г) З.Фрейд;

д) Ч.Кули.

50. Автором концепции «одномерного человека» является:

*а) Д.Рисмен;

б) К.Маркс;

в) Т.Адорно;

г) К.Хорн;

д) Р.Дарендорф.

51. Муж – жена, врач – пациент, священник – прихожанин – это статусы:

а) совмещаемые;

б) несоответствующие;

в) непарные;

*г) парные;

д) антагонистические.

52. Один из статусов индивида, по Р.Линтону, который связан с его деятельностью, не являющейся для него основной, - это статус:

а) формальный;

б) предписанный;

*в) маргинальный;

г) достигнутый;

д) прирождённый.

53. Положение индивида в обществе, обусловленное его социальным происхождением – это статус:

*а) прирождённый;

б) маргинальный;

в) формальный;

г) социометрический;

д) достигнутый.

54. Вид социальной патологии, при которой индивид разными способами, независимо от принятых норм поведения стремится к той роли, которая влечёт за собой, скажем, материальные выгоды:

а) статусфобия;

*б) статусфрения;

в) статусфетишизм;

г) статусный детерминизм;

д) статускратия.

55. Подавление автономии и свободы личности вследствие чрезмерного доминирования родителей в жизни ребёнка:

а) нарушение личности;

*б) абсорбция личности;

в) порабощение личности;

г) дезорганизация личности;

д) ресоциализация личности.

56. Структура установок и ценностных ориентаций личности, обобщающая социальный опыт индивида и находящая своё воплощение в присущей ему концепции «Я», - это по У.Томасу и Ф. Знанецкому:

*а) жизненная организация личности;

б) самосознание личности;

в) характер личности;

г) тип личности;

д) статус личности.

57. Абстрактные модели (системы) личностных качеств, характерные для тех или иных конкретных совокупностей (групп) людей:

а) структуры личности;

*б) типы личности;

в) модальности личности;

г) жизненные организации личности;

д) типы индивидуальности.

58. Американский исследователь Р.Линтон считает, что для науки понятие «статус» и «роль» это понятия:

а) противоположные и противоречащие друг другу;

б) взаимоисключающие друг друга;

в) не имеющие ничего общего между собой;

г) синонимичные (полностью совпадающие по своему содержанию);

*д) дополняющие друг друга и являющиеся «двумя сторонами одной медали».

59. Динамическая сторона личности фиксируется в термине:

а) социальный статус;

б) структура личности;

в) социальный тип личности;

*г) социальная роль;

д) статусфрения.

60. Главный (доминирующий) статус личности в обществе социологи обычно связывают с:

*а) профессией, работой (их престижем) индивида;

б) положением индивида в семье;

в) национальной принадлежностью;

г) конфессиональной принадлежностью;

д) возрастом;

е) полом.

61. Французский социолог, утверждавший, что общество пребывает (находится) не только «вне нас», но и «внутри нас»:

а) О.Конт;

б) Р.Арон;

в) П.Бурдьё;

*г) Э.Дюркгейм;

д) М.Крозье.

62. Учёный, который полагал, что структуру личности образуют три инстанции: Ид («Оно»), Эго («Я») и Супер-Эго («Сверх-Я»):

а) Р.Линтон;

б) Э.Фромм;

в) Ж.Пиаже;

г) Дж.Мид;

д)Л.Колбер;

*е) З.Фрейд.

63. По мнению Л.Колбера, моральное развитие индивида проходит три стадии:

*а) доконвенциональную;

*б) постконвенциональную;

в) надконвенциональную;

г) неконвенциональную;

*д) конвенциональную;

е) подконвенциональную.

64. Центральным понятием теории личности, предложенной Дж.Мидом – она называется теорией зеркального «Я» - является:

а) «зеркальное «Я»»;

*б) «Я»;

в) «зеркало»;

г) «me» («ми»);

д) «значимой другой».

65. В концепции Дж.Мида культурные нормы и ценности, которые мы используем в качестве системы координат для оценки самих себя, обозначены терминами:

а) «Я»;

б) «зеркальное «Я»»;

в) «значимый другой»;

*г) «обобщённый другой»;

д) «другой».

66. Активную сторону субъекта Дж.Мид обозначил термином:

а) me (англ. местоимение «я» в косвенном падеже);

*б) i (англ. местоимение «я» в именительном падеже);

в) «зеркальное «Я»»;

г) «Я»;

д) «супер- Эго» («сверх- Я»).

67. В теории личности Ч.Кули образ «Я», основанный на наших мыслях о том впечатлении, которое мы производим на других, закрепляется в термине:

а) «Я»;

б) «me»;

*в) «зеркальное «Я»»;

г) «значимый другой»;

д) «обобщённый другой».

68. У Дж.Мида «Я» это та часть личности, которая складывается из:

*а) самосознания и образа «Я»;

б) самосознания и «me»;

в) самосознания и системы координат для оценки самих себя;

г) образа «Я» и мнения о нас других;

д) образа «Я» и зеркального «Я».

69. Агентами социализации являются:

*а) семья;

б) ландшафт;

*в) школа;

*г) группа равных (ровесники);

д) климатические условия;

е) фауна;

*ж) СМИ («масс – медиа»).

70. Первичным и, пожалуй, главным агентом социализации индивида является:

а) школа;

б) СМИ («масс – медиа»);

в) религия;

*г) семья;

д) церковь;

е) армия.

71. Влияние группы равных на индивида, к которой этот последний рассчитывает присоединиться, - это социализация:

а) первичная;

б) сверстниковая;

*в) опережающая;

г) групповая;

д) активная.

72. Согласно П.Гоффману, радикальное изменение личности девианта, скажем, преступника, в различного рода тотальных учреждениях (тюрьма, колонии для несовершеннолетних преступников):

а) реституция;

б) реставрация;

*в) ресоциализация;

г) наказание;

д) лечение.

73. Термин «сверхсоциализированная концепция человека» (Д.Ронг) и его применение в социологии имели значение:

а) нейтральное;

*б) критическое;

в) одобряющее (позитивное).

74. Процесс социализации обычно подразделяют на четыре стадии, связанные с жизненным циклом человека:

а) младенчество;

*б) детство;

в) подростковая стадия;

*г) юность;

*д) зрелость;

*е) старость.

75. Процесс социализации это процесс:

а) адаптации индивида к новым условиям;

б) взросления;

в) возмужания;

*г) становления человека как социального существа.

76. В настоящее время социализация имеет направленность:

а) от старших к младшим;

б) от младших к старшим;

*в) от старших к младшим и одновременно от младших к старшим.

77. Начальная точка процесса социализации:

а) человек;

*б) индивид;

в) личность;

г) индивидуальность.

78. Типичными видами homo sociologicus, по Р.Дарендорфу, являются:

*а) homo faber («человек трудящийся»);

*б) homo consumer («человек потребляющий»)

в) homo politicus («человек политический»);

г) homo sapiens («человек разумный»);

*д) homo universales («человек, способный заниматься различными видами деятельности»);

*е) homo soveticus («человек, зависящий от государства»).

79. Автор, предложенной в 60-е годы ХХ века концепции одномерного человека:

*а) Г. Маркузе;

б) Э.Фромм;

в) Д.Белл;

г) Эрик Х. Эриксон;

д) Ю. Левада.

80. Процесс усвоения индивидом новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших:

а) социализация;

б) десоциализация;

*в) ресоциализация;

г) антисоциализация;

д) сверхсоциализация.

81. Отечественный учёный, автор концепции, в соответствии с которой личность представляет собой совокупность субъективных отношений индивида к себе, другим и миру:

а) В.М.Бехтерев;

б) А.В.Петровский;

в) И.П.Павлов;

*г) А.Ф.Лазурский;

д) В.А.Ядов.

82. Автором диспозиционной теории личности является:

а) В.Н.Мясищев;

*б) В.А.Ядов;

в) А.Ф.Лазурский;

г) Дж.Г.Мид;

д) Р.Линтон.

83. Личностные качества индивида, имеющие, главным образом, социогенный характер:

а) механическая память;

*б) ценностные ориентации;

в) инстинкты;

г) темперамент;

*д) установки.

84. К характеристикам человека как индивида относятся:

а) характер общения его с другими людьми;

б) комплекс его ценностных ориентаций;

*в) высокий рост;

*г) физическая сила;

д) креативность.

85. Социальная зрелость человека проявляется в:

*а) комплексе выполняемых им социальных ролей;

б) спектре переживаемых им эмоций;

*в) характере и структуре его притязаний;

*г) уровне сформированности у него механизмов самообладания;

*д) сформированности его самосознания.

86. Переживаемое человеком состояние нужды в чём- либо:

а) склонность;

б) интерес;

в) мотив;

*г) потребность;

д) стремление.

87. Иерархическая пирамида потребностей была разработана:

*а) А.Маслоу;

б) К.Марксом;

в) Г.Олпортом;

г) К.Роджерсом;

д) Дж.Г.Мидом.

88. Основанием дифференциации потребностей на биологические и социальные является:

а) возможность удовлетворения;

б) степень значимости;

*в) источник формирования;

г) субъективность восприятия;

д) структурная организация.

89. Иерархическую схему диспозиционной регуляции социального поведения личности разработал отечественный учёный:

а) В.А.Ядов;

*б) А.Н.Мясищев;

в) А.Н.Леонтьев;

г) К.Левин;

д) Б.Скиннер.

90. Высшим детерминирующим фактором, регулирующим поведение человека, является (ются):

*а) убеждения;

б) установки;

в) мировоззрение;

г) самосознание;

д) привычки.

91. Система сложившихся взглядов человека на окружающий мир и своё место в нём:

а) образ жизни;

б) ценностная культура;

*в) мировоззрение;

г) нравственность;

д) личностный смысл.

92. Система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением:

а) установки;

*б) убеждения;

в) ценностные ориентации;

г) личностный смысл;

д) образ жизни.

93. Субъективное отношение личности к явлениям и процессам окружающей её объективной реальности:

а) мировоззрение;

б) аттитюд;

в) убеждение;

*г) личностный смысл;

д) интерес.

94. Д.Мак – Клелланд считает, что людям присущи три типа потребностей:

*а)власти;

*б) успеха;

*в) причастности;

г) знаний;

д) признания.

95. К.Юнг считает, что центром сознания и одним из ключевых архетипов личности является:

а) «ид» («оно»);

*б) «эго» («Я»);

в) самость;

г) общественная мораль;

д) склонности.

96. Основоположником теории личности, называемой «теория черт», является:

а) К.Левин;

б)В.А.Ядов;

в) И.С.Кон;

*г) Г.Олпорт;

д) К.Роджерс.

97. Основным понятием аналитико – психологической теории личности, является:

а) «конструкт»;

*б) «архетип»;

в) «установка»;

г) «черта» (личностная);

д) «характер».

98. Ключевым понятием когнитивной теории личности является:

*а) «конструкт»;

б) «характер»;

в) «установка»;

г) «черта» (личностная);

д) «архетип».

99. Теории личностных черт интерпретируют личность человека по его:

*а) индивидуально – психическим способностям;

б) физической конструкции;

в) системе факторов, определяющих его поступки;

г) знаниям;

д) мировоззрению.

100. Теории личности, отрицающие наличие какого – либо одного общего фактора, детерминирующего поведение личности, – это теории:

а) монофакторные;

*б) мультифакторные;

в) детерминистские;

г) индетерминистские;

д) эклектические.

101. Как совокупность особенностей поведения личность трактуется в теории, разработанной:

а) Дж.Г.Мидом;

*б) Дж.Кеттелом;

в) К.Левиным;

г) Г.Олпортом;

д) К.Роджерсом.

102. Теория, согласно которой многие черты личности человека обусловливаются подавлением в детстве его половых влечений:

а) когнитивизм;

б) ассоцианизм;

в) бихевиоризм;

*г) психоанализ;

д) интеракционизм.

103. Преобразование энергии инстинктивных влечений в приемлемые виды деятельности принято называть:

а) идентификацией;

б) вытеснением;

*в) сублимацией;

г) рационализацией;

д) фрустрацией.

104. Отечественный учёный, рассматривающий личность одновременно и как субъект и как объект общественных отношений:

а) А.Н.Леонтьев;

б) И.П.Павлов;

в) Л.С.Выготский;

г) И.С.Кон;

*д) А.Г.Ковалёв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: