С точки зрения политической науки:
1. Политические отношения в информационно-психологической сфере – деятельность социальных субъектов, направленная на реализацию общественных интересов в информационном пространстве посредством институтов власти.
2. Поле информационной политики – область конфликтных социальных взаимоотношений в информационно-психологической сфере.
3. Информационная политика – инструмент регулирования конфликтных социальных взаимоотношений в информационно-психологической сфере, разрешения противоречий по поводу власти и осуществления политического руководства в информационно-психологическом пространстве, а также по поводу перераспределения роли, места и функций субъектов информационно-психологической деятельности в социально-политической системе информационного общества и перевода социального взаимодействия в русло согласия.
4. Информационно-психологическая война – политический конфликт, возникающий в результате столкновения двух или более разнонаправленных политических сил с целью разрешения противоречий по поводу власти и осуществления политического руководства, а также по поводу перераспределения их роли, места и функций в политической системе информационного общества, в котором столкновение конфликтующих сторон происходит в форме информационно-психологических операций с применением информационного оружия.
|
|
Данный конфликт может протекать как в явной, так и в скрытой форме, противоречия могут быть как явными, так и скрытыми.
5. Информационно-психологическая агрессия – политический конфликт, в котором столкновение конфликтующих сторон происходит в информационно-психологическом пространстве в условиях ограниченного и локального по своим масштабам применения силы с целью нанесения противнику контролируемого ущерба в отдельных областях его деятельности. При этом негативное информационно-психологическое воздействие на объект агрессии полностью исчезает с прекращением активности источника агрессии.
Данный конфликт может протекать как в явной, так и в скрытой форме, противоречия могут быть как явными, так и скрытыми.
6. Тайное управление информационно-психологическими процессами – политический конфликт, протекающий в латентной форме, когда деятельность конфликтующих сторон направлена на создание условий, побуждающих государственную власть других участников политического конфликта к совершению тех или иных действий не столько в собственных, сколько – в чужих интересах.
Основными политическими способами создания благоприятных условий для тайного управления информационно-психологическими процессами являются:
|
|
информационная (информационно-психологическая) зависимость государства-конкурента от непрерывного поступления внешних информационных ресурсов и технологий из информационно-психологического пространства государств-доноров;
дезориентация государственной информационной политики;
политическая дезорганизация ситуации внутри государства с целью навязывания внешнего антикризисного управления;
информационно-психологическая экспансия.
Таким образом, информационно-психологическая война, информационно-психологическая агрессия и тайное (манипулятивное) управление отличаются от других политических конфликтов только формой оказания управляющего воздействия на участников конфликта.
Как в операциях информационно-психологической войны, мероприятиях информационно-психологической агрессии, так и при организации тайного манипулятивного управления предпочтение отдается тайным формам политической борьбы, при использовании которых противник не подозревает, что он вовлечен в конфликт и стал жертвой агрессии. Такой эффект достигается тем, что в операциях информационно-психологической войны управляющее воздействие оказывается, как правило, не напрямую на объекты агрессии, а на уже протекающие в обществе политические процессы и конфликты, которые, в случае их эскалации и превращения в политический кризис, способны нанести безопасности политической системы общества тот ущерб, который необходим для достижения целей внешней информационно-психологической агрессии.
При этом сама агрессия или война успешно маскируются под любые близкие по внешним проявлениям социально-политические процессы, поскольку практически любое информационно-психологическое воздействие, вырванное из контекста информационно-психологической операции и рассматриваемое отдельно, само по себе не является социально опасным и во множестве встречается в массовых коммуникационных процессах. В свою очередь, пострадавшая сторона практически всегда связывает нанесение ущерба с конкретным политическим кризисом и внешними причинами, его вызвавшими, не подозревая, что далеко не всякое, даже очень серьезное, противоречие способно породить политический конфликт, который обладает достаточным потенциалом для его быстрого развития, превращения в политический кризис и, даже, возможно, – в политическую катастрофу – без внешней подпитки конфликтогенного потенциала и управления развитием конфликта извне.
Среди некоторых методов управляющего информационно-психологического воздействия можно указать формирование образа возникшего конфликта в глазах его участников и третьих сторон, создание атмосферы непримиримости позиций сил, втянутых в конфронтацию, искусственного формирования образа врага, безразличия сторон, не принимающих участия в столкновении. Отсутствие объективности при освещении событий искажает реальный ход и смысл политического конфликта и препятствует своевременному и эффективному его разрешению.
Масштабность и многообразность форм проявления политических конфликтов позволяет широко оперировать этими политическими инструментами достижения информационно-психологического превосходства – наиболее значимые и опасные политические конфликты охватывают все уровни социально-политической структуры и затрагивают фундаментальные основы общественной жизни. Методы информационно-психологического управляющего воздействия позволяют извне регулировать интенсивность протекания политических конфликтов, варьируя их степень социальной опасности – даже кратковременное столкновение политических сил, носящее локальный характер, но имеющее высокий уровень интенсивности, может резко изменить политическую ситуацию – например, динамичное развитие локального конфликта в центре власти может привести к государственному перевороту. Накопление политических конфликтов и их развитие может вывести всю общественную систему из состояния динамического равновесия и вызвать нарастание явлений политической дезорганизации.
|
|
Принципы управления политическими конфликтами в информационно-психологических операциях.
1. Принципиальная уязвимость политической сферы современного общества относительно особо социально опасных форм информационно-психологического воздействия.
2. Принципиальная управляемость политической сферой современного общества с помощью методов информационно-психологического воздействия.
3. Использование деструктивного потенциала политических конфликтов в качестве поражающего фактора для нанесения ущерба противнику, достижения целей информационно-психологического превосходства и поражения целей информационно-психологической войны.
4. Использование политических конфликтов в целях маскировки операций тайного внешнего управления, информационно-психологической агрессии, информационно-психологической войны, их организаторов, исполнителей и пособников, а также размера наносимого этими операциями ущерба.