Безопасность современного общества

Одним из основных факторов безопасного развития страны яв­ляется поддержание стабильности функционирования общественной си­стемы. Обеспечение гражданского мира и согласия определяется в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» как одно из важнейших условий реализации национальных интересов во внутриполитической сфере. Все это требует целенаправленной деятельности по нейтрализации причин и условий, способ­ствующих возникновению конфликтов и кризисных ситуаций, которые могут вызвать нарушение единства и стабильности общественного раз­вития, создать угрозу безопасности страны.

Проблема общественных конфликтов в теоретическом плане рассматривается в рамках особого научного направления – конфликтологии. Составной частью теоретического анализа конфликтов, их влияния на состояние и функционирование социальной системы является исследование политических конфликтов, имеющих свою собственную природу, специфическую область проявления, формы и способы протекания. Знание сущности и роли политических конфликтов дает возможность обеспечивать своевременное и эффективное реагирования на потенциальные и актуальные угрозы в сфере безопасности.

Политический конфликт представляет собой столкновение двух или более разнонаправленных политических сил с целью реализации интересов определенных общественных групп. Он связан с деятельностью институционализированных социальных групп, нацеленных на систему властных отношений, и является весьма распространенным явлением в жизни общества. В информационно-психологическом пространстве конфликт вы­ступает как форма обострения или разрешения противоречий между субъектами информационной политики по поводу власти и осуществления политического руко­водства, а также по поводу перераспределения их роли, места и функций в политической системе информационного общества.

Политические конфликты проистекают из различий социальных позиций тех или иных общественных групп по отношению к распределению власти. В их основе лежат причины социально-экономического и духовно-идеологического характера. В международном плане существенную роль в возникновении конфликтных ситуаций играют геополитические изменения, нарушения баланса сил и интересов, культурно-цивилизацион­ные противоречия. Серьезным источником политических конфликтов могут являться нерешенные в прошлом территориальные проблемы, тяжелое историческое наследие в межнациональных отноше­ниях и т.д. В этом смысле можно определить политические конфликты как конфликты «второго порядка», поскольку их коренные причины об­наруживаются в других сферах жизни общества, и они получают разви­тие на широком социальном фоне [84].

Причины многих политических конфликтов можно обнаружить в тех противоречиях, которые складываются в политической сфере жизни общества. Ими могут быть противоречия между публичной властью и общественным самоуправлением, между государством и гражданским обществом, между элементами политической системы и ее политической организации (в том числе между субъектами власти, политическими партиями, общественно-политическими организациями и т.д.), а также противоречия в сфере национальных отношений. Таким образом, политические конфликты, имеющие собственно политическую природу, выражают несовпадение политических интересов и целей социально-политических субъектов, недостаточную сбалансированность политической системы, асинхронность функционирования ее элементов, ложное или искаженное политическое сознание субъектов политики, недоста­точное информирование различных политических структур и другие «зазоры» в политических процессах и отношениях, порождающие столкновение политических сил [84].

В общественной жизни политические конфликты проявляют себя многообразно, характеризуются рядом существенных параметров. Наи­более значимыми и опасными являются те из них, которые охватывают все уровни социально-политической структуры и затрагивают фундаментальные основы общественного бытия. К такой категории можно отнести политические конфликты в информационно-психологической сфере, которые в информационном обществе могут представлять особую социальную опасность, в первую очередь, в силу высокой агрессивности таких форм информационного противоборства, как информационная война, и в силу высокой поражающей способности информационного оружия. В то же время можно наблю­дать и такие конфликты, которые не нарушают естественного процесса общественной интеграции и заключают в себе положительный потенци­ал развития, являясь функциональными в позитивном плане. Их можно рассматривать как своеобразные сигналы, указывающие на необходи­мость совершенствования или изменения каких-либо сторон полити­ческой системы общества.

Согласно видному ученому доктору политических наук А.В. Макееву, в ходе политических конфликтов безопасность общества подверга­ется испытаниям разной степени в зависимости от следующих характе­ристик политического противоборства:

состава конфликтующих сторон, конкретных политических участ­ников, их ранга, силы и положения в обществе;

объекта конфликта;

способов и средств, используемых участниками политического противостояния;

идеологических и социально-психологических мотивов действий сил, участвующих в конфликте;

пространственно-временных параметров протекания политических конфликтов;

интенсивности политического столкновения;

способа и результатов разрешения политического конфликта.

Принципиальную важность для оценки потенциальных угроз безопасности имеет определение объекта конфликта. Объектом политического столкновения может являться как вся система политической власти, так и ее отдельные элементы и структуры. Если им становится государственная власть в целом, то безопасность общества подвергается наибольшей угрозе, а само столкновение политических сил достигает высокой степени напряжения.

Существенное значение для оценки угроз безопасности имеет выяв­ление способов и средств, используемых в конфликте. Непосредственную угрозу для информационно-психологической безопасности общества и его политических институтов представляют дей­ствия участников конфликта с использованием крайних средств и во­оруженных способов борьбы – операций информационно-психологической войны с применением информационного оружия.

Для понимания возможных вариантов развития событий важен конкретный анализ образа возникшего конфликта, сформировавшегося в глазах его участников и третьих сторон, учет социально-психологических мотивов действий сил, участвующих в нем. Напряженность в обществе в обстановке конфликта существенно усиливается в атмосфере непримиримости позиций сил, втянутых в конфронтацию, искусственного формирования образа врага, безразличия стороны, не принимающей участия в столкновении. Особую роль в конфликтной ситуации играют средства массовой информации, формирующие общественное мнение относительно происходящего. Отсутствие объективности при освещении событий и полной информации искажает реальный ход и смысл политического конфликта и препятствует своевременному и эффективному его разрешению.

Своевременная локализация конфликта, ограничение его по области распространения и по времени протекания препятствует развертыванию политического столкновения в явление масштабного характера, создает благоприятные возможности для ней­трализации возможных негативных последствий.

Существенным фактором, требующим своевременной оценки, является интенсивность протекания конфликта. Даже кратковременное столкновение политических сил, носящее локальный характер, но имеющее высокий уровень интенсивности, может резко изменить политическую ситуацию. Например, динамичное развитие локального кон­фликта в центре власти может привести к государственному перевороту. Кроме того, в информационно-психологической сфере не меньшую социальную опасность может иметь вялотекущий, латентный конфликт, незаметный для окружающих – именно так в условиях мирного времени создаются условия для использования технологий тайного манипулятивного управления, происходит развертывание и организация сил и средств информационно-психологической агрессии, протекают операции информационно-психо­логической войны, для которых скрытность, маскировка под другие социальные процессы – необходимое условие высокой эффективности.

Наконец, важное значение для политической жизни общества и решения задач обеспечения его безопасности имеют последствия и результаты конфликта. Не всякое политическое столкновение непосредственным образом влияет на систему государственной власти, стабильность общества, условия обеспечения его безопасности. В то же время необходима объективная оценка политических конфликтов, в том числе их результатов, краткосрочных и долговременных последствий для отработки системы конкретных мер, направленных на эффективное разрешение конфликтных ситуаций в будущем.

Политические конфликты играют в обще­ственной жизни неоднозначную роль. Известно, что противоречия и конфликты выступают как движущая сила всякого общественного раз­вития. Поэтому сами по себе конфликтные отношения нельзя рассматри­вать как исключительно негативное явление.

Обычно частичные политические конфликты малой интенсивности играют в обществе позитивную роль, выполняя функцию обратной связи, так как само их возникновение означает для центров принятия решений сигнал о назревшей проблеме, требующей соответствующего политического реагирования. Адекватные действия со стороны властных структур позволяют своевременно разрешить возникший конфликт в интересах поступательного общественного развития. В то же время при недостаточном внимании к регулированию конфликтов малой интенсивности, несвоевременном или ошибочном реагировании на них со стороны властных органов (а также при отсутствии необходимых ресурсов) может произойти углубление конфликтов, разрастание их до масштабов, способных вызвать политическую дестабилизацию в обществе. Развитие частных конфликтов, появление новых и их «наложение» друг на друга может привести к возникновению так на­зываемых всеобщих конфликтов. Они, как правило, разворачиваются в связи с проблемами сохранения или изменения власти, ее укрепления или подрыва, т.е. имеют непосредственно-политический характер, в то время как частичные конфликты охватывают лишь фрагмент этой структуры и не влияют на систему существующих отношений с властью. Таким образом, накопление политических конфликтов и их развитие может вывести всю общественную систему из состояния динамического равно­весия и вызвать нарастания явлений политической дезорганизации.

Политическая дезорганизация порождает различные требования к системе обеспечения безопасности, которые должны быть адекватными масштабам и характеру складывающихся угроз в результате усложнения и разрастания конфликтной среды. Процесс нарастания политической дезорганизации может характеризоваться следующими этапами.

1. Стабильная политическая обстановка.

2. Обстановка развития и роста конфликтов.

3. Политический кризис.

4. Политическая катастрофа [84].

Стабильная политическая обстановка не исключает конфликтных проявлений, однако в целом она характеризуется преобладанием антиэнтропийных процессов, устойчивым состоянием всей общественной системы, в том числе эффективным функционированием ее политосферы. В стабильной ситуации политические конфликты имеют явно выраженные позитивные функции и носят умеренный характер (частичные конфликты малой интенсивности). С внешнеполитической точки зрения внутренняя стабильность подкрепляется партнерским характером межгосударственных отношений при отсутствии серьезных конфликтов в сфере жизненно важных интересов страны.

В такой ситуации угрозы безопасности не актуализируются и проявляют себя как потенциальные. Политическая деятельность, в том числе в сфере обеспечения безопасности, носит преимущественно рутинный характер. Тем не менее, для органов безопасности важное значение в условиях сохраняющейся стабильности имеют задачи прогнозирования вероятных конфликтов, способных вызвать угрозы. Существенную роль в их решении играет анализ сложных общественных процессов и измене­ний в геополитической обстановке.

Обстановка развития и роста конфликтов (конфликтная обстановка) выражает собой первый этап процесса политической дезорганизации. На этой фазе политические конфликты, сохраняя свой частичный характер и малую интенсивность, приобретают массовый характер.

Происходит рост масштабов и «наложение» конфликтов, что резко уси­ливает нагрузку на политическую систему. В международном плане это­му этапу соответствует рассогласование партнерских отношений, рост политической конкуренции в сфере межгосударственных отношений. Возможно появление конфликтов, в том числе вооруженных, в непо­средственной близости от государственной границы страны с выра­женной перспективой втягивания в них потенциальных противников.

В этих условиях происходит актуализация угроз безопасности: из потенциальных они перерастают в реальные, что требует от властных органов принятия срочных мер в сфере защиты личности, общества и государства. Политическая деятельность при этом с необходимостью принимает экстраординарный характер. Перед органами безопасности встают задачи по нейтрализации и снятию угроз; требуется их участие в разрешении политических конфликтов, затрагивающих жизненно важ­ные интересы страны. Особое значение приобретает не только долго­срочное прогнозирование, но и краткосрочный прогноз, направленный на выявление опасных тенденций в развитии политических конфликтов.

На втором этапе роста политической дезорганизации общество сталкивается с ситуацией политического кризиса. На фазе политического кризиса дезорганизационные процессы получают преобладание над факторами организации, политические конфликты приобретают характер всеобщих, для которых характерна высокая степень интенсивности. Они затрагивают всю систему властных отношений, создавая угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Кризисный этап политического развития представляет собой наи­более сложную и ответственную фазу в процессе нарастания обществен­ной дезорганизации. Политический кризис характеризуется полной или частичной утратой со стороны властных структур контроля за ходом по­литического процесса. Он связан с расстройством механизма управления политической и иных сфер жизни общества на фоне растущей неудовлет­воренности своим положением массовых общественных групп. Внешне­политическая сторона политического кризиса означает вступление стра­ны в конфликт на международной арене: прямое или косвенное участие основных соперников в столкновении означает возникновение кризиса в системе мировых политических отношений.

На этой фазе политической дезорганизации угрозы безопасности приобретают предельно актуальное значение. Их в высшей степени ин­тенсивный характер приводит к возникновению реальной опасности су­ществованию общества и государства. В таких условиях в по­литических отношениях явное преобладание получают борьба и острое соперничество при сведении к минимуму возможностей согласия и сотрудничества между политическими силами, участвующими в столкно­вении.

Политическая катастрофа (третий этап) является вероятной фазой в развитии политической дезорганизации в результате разрушительно­го, крайне негативного развития крупномасштабного конфликта. Политическая катастрофа означает состояние энтропии социальной системы, которая связана с разложением властных органов, крахом всей политической системы общества, прекращением самостоятельной политической жизнедеятельности. Во внешнеполитическом отношении это означает утрату государственного суверенитета и национальной независимости страны. В результате нанесения прямого ущерба происходит разрушение системы безопасности. В этих условиях основной задачей в сфере безопасности является минимизация ущерба.

Большое значение для понимания сущности политического кон­фликта имеет знание процесса его развертывания. Такого рода знание является основой научного анализа и практического поиска выхода из конфликта в интересах безопасности.

Согласно А.В. Макееву, основные стадии развития политического конфликта [84] состоят в следующем:

осознание различными (противостоящими) силами конкретного противоречия, выраженного в более или менее конфликтной форме формировавшееся отношение сторон к проблеме;

определение целей стратегии и форм борьбы сторон для разреше­ния имеющихся противоречий;

вовлечение в борьбу других участников через политические блоки, коалиции, союзы;

нарастание борьбы вплоть до кризиса, постепенно охватывающего всех участников;

переход одной из сторон к практическому применению силы – первоначально в ограниченных масштабах и в демонстративных целях;

вооруженный конфликт – от локальных масштабов до высокого уровня вооруженной борьбы всех участников.

Следует иметь в виду, что политический конфликт может быть прерван на любой из стадий его развертывания, если будут изжиты его коренные причины. Особенно важное значение в целях безопасности имеет предотвращение перерастания конфликта в стадию практического применения силы. Своевременное прогнозирование политического столкновения с упреждением его по времени во многом способствует решению этой задачи.

Существенную роль в возникновении конфликтов с негативными последствиями имеет политическая провокация. Поэтому предупреждение такого рода событий представляет собой одну из задач недопущения конфликтов в интересах обеспечения безопасности.

Политическая провокация – это прием политического противоборства, который включает в себя специально организованные акции подрывного характера в целях вызова ответных мер со стороны против­ника и использования последствий для дестабилизации обстановки, эска­лации насилия, дискредитации политики государств, партий, политиче­ских лидеров, дезинформации общественного мнения. Сущность провока­ции наиболее ярко проявляется в ее ролевом предназначении, которое заключается в следующих ее функциях:

предлог для столкновения (вооруженного конфликта, войны) – может иметь целью сокрытие истинных замыслов, служить для перекладывания вины на противостоящую сторону;

дестабилизация внутри- и внешнеполитической обстановки, в результате действий резко снижается уровень безопасности;

дискредитация с целью подрыва авторитета и влияния политических оппонентов (а во внешней политики – государств и их ли­деров);

дезинформация общественного мнения посредством иска­жения реальных событий и фактов в своих интересах и манипулирова­ния общественным сознанием. Особую роль в дезинформационных про­цессах играют средства массовой информации;

дезориентация общественного сознания через отвлечение внимания граждан и политических сил от жизненно важных проблем, угроз и опасностей.

Все эти функции реализуются посредством применения конкретных способов и приемов. При этом следует обратить внимание на широкое использование в целях политической провокации клеветы, шантажа, ди­версий, подлогов и других средств.

Задачи, решаемые в сфере обеспечения безопасности, требуют вы­работки механизмов управления конфликтом в целях недопущения его разрастания и снижения его негативных последствий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: