Безопасность является важнейшим критерием оценки стабильности систем социальных, политических, экономических, информационных, психологических отношений современного общества.
Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. В настоящее время существует полемика относительно подходов к обеспечению безопасности. Различные источники по проблемам безопасности трактуют ее по-разному. В одних, безопасность – это качество какой-либо системы, определяющее ее возможность и способность к самосохранению. В других – это система гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие и защиту от внутренних и внешних угроз. Рядом экспертов также высказывается мнение, согласно которому за основу следует брать состояние защищенности собственно личности, общества и государства, а не их интересов [143].
|
|
В целом в различных отраслях научного знания понятие безопасности трактуется исходя из особенностей его рассмотрения специалистами соответствующего профиля. Так, в юридической науке безопасность рассматривается как система установленных законами правовых гарантий защищенности личности и общества. С психологической точки зрения понятие «безопасность» раскрывается как ощущение, восприятие и переживание потребности в защите жизненно важных потребностей и интересов людей. В философии безопасность характеризуется как состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, оптимальное соотношение свободы и необходимости. В политологической трактовке безопасность – это свойство определенной системы и результат деятельности ряда систем и органов государства, а также сам процесс деятельности, направленный на достижение поставленных задач по обеспечению защищенности личности, общества и государства. Также в политологии безопасность может определяться как состояние защищенности материального мира и человеческого общества от негативного воздействия различного рода [28], [43].
На уровне обыденного сознания понятие «безопасность» определяется как отсутствие опасности, состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности, т.е. как отсутствие угрозы.
|
|
В юридической и политической литературе выделяют такие понятия, как безопасность личности, общества (как всего общества в целом, так и отдельных его составляющих) и государства. В наиболее общем плане можно утверждать, что безопасность общества и безопасность государства – это безопасность социальных систем или, в случае рассмотрения социально-политической и информационно-психологической составляющих безопасности – безопасность системы социальных, политических, информационно-психологических отношений общества. Личность, в силу своей принципиальной физической неделимости, не может входить в категорию социальных систем и ее безопасность требует специального рассмотрения.
Как представляется, безопасность является для социальной системы главным условием ее интенсивного развития и прогресса. Следовательно, именно интенсивные процессы развития системы свидетельствуют о том, что система находится в состоянии безопасности и способна выделять на свое развитие достаточно ресурсов, которые в иных, менее благоприятных для системы, условиях тратились бы на защиту от активности источников угроз. Поэтому в данном исследовании мы будем придерживаться следующего определения безопасности.
Безопасность системы социально-политических отношений общества – такое состояние системы социально-политических отношений, в котором социальная система способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться в условиях интенсивного воздействия внешних и внутренних факторов, оказывающих на систему как стабилизирующее, так и деструктивное воздействие.
Признаками безопасности системы являются характеристики (показатели) процесса ее развития, а именно:
успешность развития системы, т.е. приобретение системой новых качеств в оптимальные (с точки зрения непрерывности процесса развития системы) сроки с минимальными затратами материальных и интеллектуальных ресурсов;
непрерывность процесса развития системы;
устойчивость процесса развития системы по отношению к воздействию внешних деструктивных факторов и процессов;
необратимость процесса развития системы, т.е. приобретение в процессе развития новых качеств, ранее в системе отсутствовавших;
интенсивность процесса развития системы, т.е. способность системы поддерживать методами внутреннего регулирования необходимый темп (интенсивность) собственного развития для приобретения системой новых качеств, имеющих для нее жизненно важное значение (в первую очередь – качеств, обеспечивающих дальнейшее развитие системы).
Безопасность социальной системы достигается при следующих условиях:
при установлении состояния динамического равновесия между факторами, дестабилизирующими систему, и факторами, оказывающими на систему стабилизирующее воздействие;
при доминировании в пространстве возникновения конфликтов, представляющих угрозу для системы;
при постоянном, непрерывном, систематическом выявлении, подавлении или локализации активности источников угроз;
при способности системы динамично изменяться под влиянием внешних и внутренних факторов таким образом, что скорость ответной реакции источников угроз на эти изменения была существенно ниже, чем скорость изменений, происходящих в системе;
при способности системы редуцировать внешние и внутренние угрозы безопасности до уровня институциональных конфликтов.
Информационно-психологическая безопасность системы социально-политических отношений общества – такое состояние системы информационно-психологических отношений, в котором система способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться в условиях интенсивного воздействия внешних и внутренних факторов, оказывающих на систему как стабилизирующее, так и деструктивное информационно-психологическое воздействие.
|
|
В информационно-психологическом пространстве наиболее опасными факторами, оказывающими деструктивное воздействие на систему социально-политических отношений общества, являются:
тайное внешнее управление системой социально-политических отношений (манипулятивное принуждение);
информационно-психологическая агрессия;
информационно-психологическая война.
В этих условиях в деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности социальной системы в условиях комплексного воздействия различных внешних и внутренних факторов можно отдельно рассматривать наиболее важные направления этой деятельности, связанные с реагированием системы на манипулятивное управление, информационно-психологическую агрессию и информационно-психологическую войну:
обеспечение безопасности в условиях угрозы внешнего управления;
обеспечение безопасности в условиях информационно-психологической агрессии;
обеспечение безопасности в условиях информационно-психологической войны.
Информационно-психологическая безопасность системы социально-политических отношений общества в условиях угрозы внешнего управления – такое состояние системы, в котором система способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться в условиях применения субъектами информационного противоборства по отношению к системе технологий тайного манипулятивного управления.
Информационно-психологическая безопасность системы социально-политических отношений общества в условиях информационно-психологической агрессии – такое состояние системы, в котором система способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться при информационно-психологической агрессии со стороны участников информационного противоборства.
Информационно-психологическая безопасность системы социально-политических отношений общества в условиях информационно-психологической войны – такое состояние системы, в котором система способна успешно, устойчиво и непрерывно развиваться в условиях использования иностранными государствами и иными участниками информационного противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях.
|
|
Государство как специальная политическая надстройка общества – это социальная система и важнейшая составляющая системы социально-политических отношений общества, которая развивается вместе с обществом, часть отношений которого она регулирует. Следовательно, в условиях интенсивного развития системы социальных отношений государство вынуждено изменяться, и целью таких изменений является сохранение или даже увеличение эффективности государственного управления в изменяющихся условиях.
Информационно-психологическая безопасность государства – такое состояние системы государственной власти и управления, в котором система государственного управления способна выполнять возлагаемые на нее задачи регулирования социально-политических отношений общества в условиях интенсивного воздействия внешних и внутренних факторов, оказывающих на систему государственного управления как стабилизирующее, так и деструктивное информационно-психологическое воздействие.
Согласно И.Н Панарину [109], объектами обеспечения информационно-психологической безопасности государства являются:
1. Информационно-психологическая среда государства, которая является частью информационной среды государства и связана с использованием информации, информационных ресурсов, информационной инфраструктуры для оказания воздействия (влияния) на психику и поведение людей.
2. Информационные ресурсы государства.
3. Система формирования общественного сознания (мировоззрение, политические взгляды, духовные ценности).
4. Система формирования общественного мнения.
5. Система принятия политических решений.
6. Психика и поведение человека.
Направления обеспечения информационно-психологической безопасности государства, согласно И.Н. Панарину, следующие.
1. Теоретико-методологическое, которое включает разработку научно-понятийного аппарата, изучение форм и методов, применяемых противником (потенциальным или реальным) для нанесения ущерба информационно-психологической безопасности государства.
2. Организационно-методическое, включающее создание структур, занимающихся обеспечением информационно-психологической безопасности государства, подготовкой различных методических и информационных материалов.
3. Практическая повседневная работа, направленная на обеспечение безопасности информационно-психологической среды государства, психологической безопасности населения.
Информационно-психологическая безопасность государства в условиях угрозы внешнего управления – такое состояние системы государственной власти и управления, в котором система государственного управления способна выполнять возлагаемые на нее задачи регулирования социально-политических отношений общества в условиях применения субъектами информационного противоборства по отношению к системе государственной власти технологий тайного манипулятивного управления.
Информационно-психологическая безопасность государства в условиях информационно-психологической агрессии – такое состояние системы государственной власти и управления, в котором система государственного управления способна выполнять возлагаемые на нее задачи регулирования социально-политических отношений общества в условиях информационно-психологической агрессии со стороны участников информационного противоборства.
Информационно-психологическая безопасность государства в условиях информационно-психологической войны – такое состояние системы государственной власти и управления, в котором система государственного управления способна выполнять возлагаемые на нее задачи регулирования социально-политических отношений общества в условиях использования иностранными государствами и иными участниками информационного противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях.
Информационно-психологическая безопасность личности – такое состояние психического сознания человека, которое позволяет:
1) полноценно развиваться;
2) реализовывать в полном объеме гарантированные конституцией, нормами федерального законодательства и международного права гражданские права и свободы;
3) своевременно адаптироваться к меняющимся социальным условиям;
4) организовывать свое поведение в социальной среде;
5) удовлетворять основные потребности в обществе в социально-приемлемых формах с учетом интересов и деятельности других людей и действующих социальных институтов в условиях воздействия внешних и внутренних факторов, оказывающих на психику человека как стабилизирующее, так и деструктивное информационно-психологическое воздействие.
Объекты обеспечения информационно-психологической безопасности личности:
сознание;
система ценностей;
психическое здоровье;
свобода воли.
Защита свободы воли – неотъемлемого права личности самостоятельно выбирать свои роль и место в системе социально-политических отношений общества, собственными действиями реализовывать предоставляемые обществом права и свободы, а также выстраивать свои поступки в соответствии с собственной системой ценностей, убеждений и личного опыта, – в условиях информационного противоборства выражается в противодействии попыткам тайного манипулятивного вовлечения личности в противоправную и иную деятельность, способную нанести ему либо другим членам общества психический, материальный или иной ущерб.
Информационно-психологическая безопасность личности в условиях тайного манипулятивного принуждения – такое состояние психического сознания человека, которое позволяет реализовывать (1) – (5) в условиях применения субъектами информационного противоборства по отношению к личности технологий тайного манипулятивного управления.
Информационно-психологическая безопасность личности в условиях информационно-психологической агрессии – такое состояние психического сознания человека, которое позволяет реализовывать (1) – (5) в условиях информационно-психологической агрессии со стороны участников информационного противоборства.
Информационно-психологическая безопасность личности в условиях информационно-психологической войны – такое состояние психического сознания человека, которое позволяет реализовывать (1) – (5) в условиях использования иностранными государствами и иными участниками информационного противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях.