Испытуемые

После определения зависимой и независимой переменных исследователь переходит к выбору объекта в исследования. Он может выбирать тот объект исследования, который больше соответствует задачам исследования (в отличие от прикладных исследований, где объект известен с самого начала). Идеальным объектом психологического исследования может выступать либо отдельный индивид (в общепсихологическом эксперименте), либо группа (в социально-психологическом эксперименте). Но в конкретном эксперименте не только реальный объект должен соответствовать по своим характеристикам идеальному объекту, но и результаты, полученные при его участии, должны применяться к другим объектам.

Исследование можно провести с участием одного испытуемого, а полученные результаты применить для объяснения поведения всех других людей. Однако люди различаются по полу, возрасту, расе, национальности и т.д. Следовательно, простое обобщение данных, полученных при исследовании одного испытуемого, невозможно. Однако на практике (в исследованиях сенсорных процессов, памяти и т.д.) этими различиями пренебрегают, считая, что наш испытуемый может представлять любого индивида из Homo sapiens. (Дружинин В.Н.)

В некоторых случаях, из-за стремления к обобщению в экспериментах на выделение независимой переменной, в экспериментальной гипотезе отсутствует указание на какую-либо специальную популяцию испытуемых. В других же случаях из экспериментальной гипотезы можно прямо вывести, на каких испытуемых или животных должен проводиться эксперимент.

Испытуемый (по Р. Готтсданкеру) – субъект, привлечённый к участию в эксперименте для испытания воздействия независимой переменной.

Выборка – множество испытуемых, выбранных для участия в исследовании с помощью определённой процедуры из генеральной совокупности (Друж., с.304).

Популяция – естественное множество индивидов, обладающих определённым набором свойств, потенциальные участники исследования, часть генеральной совокупности (Друж., с.307).

Генеральная совокупность – множество объектов эквивалентных по конечному множеству свойств (Друж., с. 304).

Отбор и распределение испытуемых.

Когда нам уже известна общая популяция, из которой должны быть выбраны испытуемые, нам всё ещё нужно произвести специальный их отбор или распределение по подгруппам. В большинстве случаев может быть использована уже существующая группа (например, школьный класс). Используемая схема всегда отражает представление исследователя о том, как достичь наибольшей внутренней валидности, т.е. избежать эффектов последовательности или неэквивалентности групп. В экспериментах с выделением независимой переменной можно использовать любых испытуемых, а проблема обобщения решается за счёт повторения экспериментов на других испытуемых (Готтсданкер, с. 166-171).

Формирование выборки испытуемых – экспериментальной группы – должно подчиняться ряду правил (Друж., с.93-94):

1. Содержательный критерий (критерий операциональной валидности).

Операциональная валидность определяется соответствием экспериментального метода проверяемой гипотезе. Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования. Экспериментатор должен создать модель идеального объекта экспериментального исследования для своего частного случая и по возможности его описать, следуя этому описанию при формировании экспериментальной группы. Характеристики реальной экспериментальной группы должны минимально отклоняться от характеристик идеальной экспериментальной группы.

2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности).

Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки должны распространяться на каждого её члена. То есть учитываются все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут существенно повлиять на зависимую переменную.

3. Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности).

Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте. Величина экспериментальной выборки определяется видом статистических мер и выбранной точностью (достоверностью) принятия или отвержения экспериментальной гипотезы. Она может быть равна множеству индивидов, чьё поведение нас интересует. Экспериментальная выборка может представлять лишь часть интересующего нас множества.

Подбор экспериментальной группы осуществляется с помощью различных стратегий, к которым относят: рандомизацию, попарный отбор, рандомизацию с выделением страт (стратометрический отбор), приближённое моделирование, привлечение реальных групп (Друж., с. 95.).

Различают два основных типа привлечения испытуемых в группу: а) отбор, б) распределение. Отбор проводят при рандомизации, рандомизации с выделением страт, при репрезентативном и приближённом моделировании. Распределение осуществляется при способе составления групп из эквивалентных пари исследованиях с участием реальных групп.

Считается, что наилучшая внешняя и внутренняя валидность достигается при стратегии подбора эквивалентных пар и стратометрической рандомизации. В остальных же случаях нет никаких гарантий эквивалентности испытуемых, контролируемости индивидуальных различий и представительности группы. Стратегии попарного моделирования, приближённого моделирования и стратометрической рандомизации, в отличие от стратегии рандомизации, предполагают, что известен дополнительный параметр – индивидуальная особенность, которая может оказать значимое влияние на результат эксперимента (т.е. применение данных стратегий требует серьёзных знаний в области дифференциальной психологии) (Друж., с. 95.).

Отдельной проблемой является численность экспериментальной выборки. В зависимости от целей и возможностей она может варьировать от одного испытуемого до нескольких тысяч человек. Например, эксперимент с одним испытуемым проводится тогда, когда: а) индивидуальными различиями можно пренебречь, исследование чрезвычайно велико по объёму и включает множество экспериментальных проб; б) испытуемый – уникальный объект; в) от испытуемого требуется особая компетентность при проведении исследования (эксперимент с обученными испытуемыми); г) повторение данного эксперимента с участием других испытуемых невозможно.

Однако чаще всего исследование проводится с экспериментальной группой, в которой испытуемые различны, но отобраны и распределены по подгруппам с помощью указанных выше стратегий (Друж., 92.). Количество испытуемых в отдельной группе в большинстве экспериментальных исследований варьирует от 1 до 100. рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек из статистических соображений: коэффициенты корреляции выше 0,35 при таком количестве испытуемых значимы при α = 0,05. Если для обработки используется факторный анализ, то количество испытуемых должно превышать не менее чем в 3 раза число регистрируемых параметров. Кроме того, целесообразным является увеличение числа испытуемых на 5-10%, чем это требуется, т.к. часть из них будет «отбракована» в ходе эксперимента или при анализе экспериментальных протоколов (Друж., 96.).

Типичные межгрупповые стратегии:

А) Предварительные меры.

Если испытуемые отбираются из большой популяции, то для формирования экспериментальных групп используется метод случайного отбора. Если в эксперименте должны участвовать все испытуемые, то наиболее подходящим будет метод случайного распределения. (Р. Готтсданкер, с. 166 - 171).

Б) Сериальное решение.

Зачастую для формирования экспериментальной группы применяют метод произвольного выбора испытуемыми удобного для них времени явки на эксперимент из общего экспериментального времени, т.е. метод расписания. Такая процедура может быть применена в том случае, когда в эксперименте участвуют как целая группа, так и отдельные индивиды. Допустим существуют два условия А и Б. Обычная ошибка состоит в том, что сначала набираются все испытуемые на условие А, а затем – на условие Б.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: