Материалы и допускаемые напряжения

Ранее было установлено, что кинематической паре червяк—червяч­ное колесо свойственны большие скорости скольжения, превышающие окружную скорость червяка, и, как следствие, механическое изнашива­ние, в частности изнашивание при заедании и усталостное изнашивание. Поэтому при выборе материалов червячной пары необходимо обеспе­чить хорошие антифрикционные и противозадирные свойства. Наилуч­шие результаты достигаются при сочетании высокотвердой стальной по­верхности с антифрикционным материалом, обладающим необходимой объемной прочностью, например бронзой.

В малоответственных передачах червяк делают из среднеуглеродистых сталей (например, марок 45, 40Х и др.), подвергнутых нормализации или улучшению, причем твердость активных поверхностей витков H ≤ 320 НВ. Более высокая нагрузочная способность передачи получается, если червяк подвергнуть поверхностной или объемной закалке до твердости Н ≥ 45HRCэ Наилучшие результаты достигаются, если червяк изготовить из низкоуглеродистой стали (например, марок 20Х, 18ХГТ, 12ХНЗА и др.) с последующей цементацией и закалкой до твердости Н ≥ 56HRCэ шлифовани­ем и полированием витков. Червяки из азотируемых сталей (38Х2МЮА, 38Х2Ю и др) не требуют шлифования витков, а только полируются. Для передач с колесами очень больших диаметров целесообразно червяки делать бронзовыми, а червячные колеса — чугунными.

Конструктивно червяки чаще всего изготовляют заодно целое с ва­лом и лишь в редких случаях — насадными.

В целях экономии цветных металлов червячные колеса чаще всего делают составными: на чугунный или стальной центр насаживается брон­зовый венец (см. рис. 2.10, а).

Для неответственных, слабонагруженных и тихоходных передач при скоростях скольжения vs < 2 м/с возможно изготовление червячного ко­леса из чугуна или пластмасс (текстолит, полиамиды). В случае примене­ния стальных хромированных червяков и чугунного червячного колеса предельная скорость скольжения может быть увеличена.

Наилучшими антифрикционными и противозадирными свойствами обладают оловянные бронзы (например, БрОФ10-1, БрОНФ и др.), однако они дороги и дефицитны, и поэтому применяются только для ответственных передач с высокими скоростями скольжения (vs > 7 м/с). Нагрузочная способность передач с червячными колесами из оловянных бронз лимитируется усталостным изнашиванием и от скорости скольже­ния практически не зависит, поэтому верхний предел этой скорости для таких передач не ограничивают, а допускаемые контактные напряжения от нее не зависят. Наряду с этим срок службы венцов червячных колес в значительной степени зависит от способа отливки заготовок (в песок, в кокиль, центробежная), поэтому допускаемые напряжения зависят от способа отливки, и кроме того, от твердости активной поверхности вит­ков червяка. Значения допускаемых контактных напряжений H0] для червячных колес из оловянных бронз и стальных червяков при базе испы­таний NHlim = 107 циклов нагружения приведены в табл. 8.5. Для опреде­ления значения допускаемого контактного напряжения н] при заданном числе циклов NK, отличном от базы испытаний, в расчет вводится коэф­фициент долговечности ZN, тогда

н]= [σH0] ZN

Здесь ZN = ; NK = 60nLh ≤ 25*107, где п — частота враще­ния червячного колеса; Lh, — заданная долговечность передачи, ч.

Таблица 8.5

Материал и способ отливки H0] МПа, при твердости поверхности витков червяка Н, HRC,
    < 45 ≥ 45
БрОФ10-1, в песок БрОФЮ-1, в кокиль БрОНФ, центробежная    

Более высокими механическими характеристиками, но существенно худшими (по сравнению с оловянными бронзами) противозадирными свойствами обладают безоловянные бронзы (например, БрАЖ9-4, БрАЖН10-4-4 и др.), поэтому их применяют для менее ответственных передач при скоростях скольжения vs < 7 м/с. Нагрузочная способность передач с червячными колесами из безоловянных бронз (а также из чугунов) лимитируется изнашиванием при заедании и зависит от скорости скольжения. Значения допускаемых контактных напряжений [σH] для червячных колес из чугуна или безоловянной бронзы и стальных червя­ков выбирают независимо от числа циклов нагружений по табл. 8.6.

Таблица 8.6

Материал [од], МПа, при скорости скольжения, м/с
червяка червячного колеса 0,25 0,5          
Сталь 20; 20Х, цементированная (H>45HRCэ Сталь 45, Ст6   Сталь закаленная СЧ15, СЧ18   СЧ15, СЧ18   БрАЖ9-4                                        

Допускаемые напряжения изгиба F] для зубьев червячного колеса устанавливаются в зависимости от материала, способа отливки и характе­ра нагружения (реверсивное, нереверсивное). Значения F0] при базе испытаний NHiim = 106 циклов нагружений приведены в табл. 8.7. Для определения значения допускаемого напряжения изгиба при расчетном числе циклов NK табличное значение F0] следует умножить на коэффициент долговечности YN, равный

Yn= ≤ 1;

если NK < 106, то его принимают равным базе испытаний NFlim = 106;

ес­ли NK > 25*107, то принимают NK = 25*107..

Таблица 8.7

  F] при нагружении,
Материал и способ МПа
отливки неревер- реверсив-
  сивном ном
БрОФ10-1,впесок    
БрОФ10-1, в кокиль    
БрОНФ, центробеж-    
ный    
БрАЖ9-4, в песок    
СЧ10,»    
СЧ15,»    
СЧ18,»    

Решение. Так как передаточное число редуктора невелико, то принимаем двухвитковый червяк, т. е. z1 = 2. Тогда число зубьев червячного колеса

z2 = uz1 =20*2 = 40.

Коэффициент диаметра червяка примем q = z2/4 = 40/4 = 10, что соответст­вует стандартному значению.

Определим угловую скорость червячного колеса ω2 = ω1/u = 100/20 = 5 рад/с.

Ориентировочно приняв КПД передачи η= 0,82, находим вращающий мо­мент на валу червячного колеса

Т2 = Р1 η/ω2 = 7 • 103 • 0,82/5 = 1150 Н*м.

Предполагая, что скорость скольжения в зацеплении будет равна примерно 5 м/с, примем для венца червячного колеса алюминиевую бронзу БрАЖ9-4 (от­ливка в песок). Центральную часть червячного колеса выполним из серого чугуна СЧ10. Для червяка принимаем сталь 45Х, закаленную до твердости Н= 45HRCэ, с последующим шлифованием рабочих поверхностей витков.

По табл. 8.6 находим допускаемое контактное напряжение н] = 140 МПа (интерполяция) и вычисляем предварительное межосевое расстояние, приняв коэффициент нагрузки К = 1 (нагрузка постоянная):

а = 6100 = 6100 /(140106)2 = 0,237 м = 237 мм.

Определяем модуль зацепления

m = 2a/(q + z2) = 2 *237/(10 + 40) = 9,48 мм.

окончательное межосевое расстояние

a = 0,5m(q + z2) = 0,5*10(10 + 40) = 250 мм,

что соответствует стандарту.

Определим делительный угол подъема линии витка

tgγ = z1/q = 2/10 = 0,2; γ=11°18'36".

Так как делительный диаметр червяка d1 = mq = 10 • 10 = 100 мм, то скорость скольжения в зацеплении

vs = vu/cosγ1 d1/(2cosγ) = 100*0,l/(2cosll°18'36") = 5,l м/с,

что примерно соответствует предварительно принятому значению.

Проверяем КПД передачи, приняв по табл. 8.3 приведенный угол трения для безоловянной бронзы φ'=2°16' (интерполяция). Тогда η= tgγ/tg(γ +φ’) = tgl lo18'36"/tgl3°34'36" = 0,83, что достаточно близко к предварительно приня­тому значению.

Перейдем к проверке прочности зубьев колеса на изгиб. Определим эквива­лентное число зубьев колеса и по табл. 8.4 коэффициент формы зуба

zv2 = z2/cos3γ = 40/cos3ll°18'36" = 42,5;

YF2 =1,515 (интерполяция).

По табл. 8.7 находим допускаемое напряжение изгиба при нереверсивном нагружении и базе испытаний NFlim = 106 циклов

[oF0] = 78 МПа.

Определяем заданное число циклов нагружений колеса при частоте вращения

n2=З0ω2/π = ЗО*5/π=48 мин-1;

NK=60n2Lh=60 *48 *20 000 = 5 7,6*106.

Вычислим коэффициент долговечности

YN = = = 0,64.

Тогда допускаемое напряжение изгиба будет равно

F)=YNF0] = 0,64*78 = 50 МПа.

Проверяем напряжения изгиба

σF 1,5KT2YF2cosγ/(m3qz2)=1,5*1*1150* cosll°18'36"/(103*10-9*10*40)=

=6,4*106 Па = 6,4 МПа < [σF] = 50 МПа.

Прочность зубьев колеса обеспечена.

Далее определим другие основные размеры червяка и червячного колеса.

а) Червяк (см. рис. 8.4):

диаметр вершин витков da1 = d1 + 2m = 100 + 2 • 10 = 120 мм;

диаметр впадин df1 =d1- 2,4m = 100 - 2,4 • 10 = 76 мм;

длина нарезанной части b1 ≥ (11 + 0,06z2)m = (11 + 0,06 • 40) * 10 = 134 мм.

Так как червяк шлифованный, то принимаем; b1 = 134 + 36 = 170 мм

б) Червячное колесо (рис. 8.5): делительный диаметр

d2 = mz2 = 10 • 40 = 400 мм;

диаметр вершин зубьев в среднем сечении

da2=d2=2m=400+2*10 = 420 мм;

диаметр впадин в среднем сечении

df2 =d2- 2,4т = 400 - 2,4 • 10 = 376 мм;

наибольший диаметр

dae2 = da2 + 6m/(z1 + 2) = 420 + 6 • 10/(2 + 2) = 435 мм;

ширина венца

b2 = 0,75da1 = 0,75 • 120 = 90 мм.

Окончательно проверим зубья колеса на контактную усталость по формуле

σH 128*106 Па=

=128МПа<[σH] = 140 МПа

Прочность зубьев на контактную усталость обеспечена. Недогрузка 8,6%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: