1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента.
Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения, деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, – описание того, чего не должно быть.
Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитивная форма определения целей коррекции содержательно задаёт ориентиры для точек роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью, в дальнейшей перспективе, целей саморазвития.
2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. Если цели далеки от реальности, то психокоррекционная программа являет собой большее зло, чем её отсутствие, так как опасность состоит в том, что создаётся впечатление о том, что делается что-то полезное для человека, и это впечатление как бы заменяет собою усилия, направленные на реальное разрешение проблем клиента.
|
|
3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.
4. Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного интервала времени: в процессе коррекционной работы; к сроку её завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.
Конечные задачи психокоррекционной работы состоят в достижении изменений в трёх основных сферах: когнитивной, эмоциональной и поведенческой (включая мотивацию).