История и периоды развития психокоррекции

Психокоррекция возникла в рамках научно-практической специализации деятельности в области психологии и дефектологии.

Первый период развития психокоррекции – описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»).

Второй период – этап возникновения теории и практики психокоррекции. Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы. Этот этап связан с именем М. Монтессори. Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсомоторных) процессов ребёнка. Центральным звеном её теории является «концепция сензитивных («восприимчивых») периодов развития ребёнка».

Третий период связан с именем Л.С. Выготского, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления психологической теории и практики. Также им разрабатывались психодиагностические и коррекционные процедуры к разнообразным категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха). А.Н. Граборов разработал систему коррекционных занятий по развитию памяти, произвольного движения. В.П. Кащенко внедрил методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию трудного поведения детей. П.Я. Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных, мнемических, познавательных процессов.

Четвёртый период связан с интенсивным формированием на современном этапе практической психологии, дефектологии, логопедии, коррекционной педагогики и психологии, клинической и специальной психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными физиопсихическими дефектами; вводится должность практического психолога в специальных медицинских и учебных учреждениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: