В групповой психокоррекции основным инструментом коррекционного воздействия выступает группа, помогающая выявить и скорректировать проблемы клиента за счет межличностного взаимодействия и групповой динамики, сфокусированных на процессе «здесь и теперь». На этом основании иногда формируется точка зрения, согласно которой групповая психокоррекция направлена на проработку конфликтов в сфере межличностного взаимодействия, в то время как индивидуальная — на раскрытие, проработку глубинного внутриличностного конфликта10.
Цели и задачи групповой психокоррекции как метода, ориентированного на личностное изменение, в определенной степени различаются в зависимости от теоретических представлений о личности и природе ее нарушений. Однако опора на групповую динамику существенно сближает данные различия11.
Цели групповой психокоррекции определяются как раскрытие, анализ, осознание и проработка проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия12.
|
|
И.В. Вачков отмечает, что можно выделить общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию психокоррекционные группы13:
— исследование психологических проблем участников группы и оказание омощи в их решении;
— улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
— изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
— развитие самосознания и самоисследование участников
для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
— содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
В связи с наличием обозначенных целей становится очевидным, что процесс психокоррекции является сложным и многоаспектным. В связи с этим принято выделять три структурных компонента, характерных для самосознания (Я-концепции) личности, на которых фокусируются задачи психокоррекции.
Таким образом, задачи психокоррекции затрагивают":
1. Самопонимание (когнитивный аспект).
2. Отношение к себе (эмоциональный аспект).
3. Саморегуляцию (поведенческий аспект).
В зависимости от теоретической ориентации представители различных направлений придают большее или меньшее значение каждому из них, подчеркивая при этом и определенную роль двух других. В качестве основных механизмов коррекционного воздействия могут рассматриваться корригирующие эмоциональные переживания, конфронтация и научение.
|
|
Более конкретно задачи психокоррекции (при этом учитывается групповой процесс) можно сформулировать следующим образом15:
В познавательной сфере (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание) групповая психокоррекция должна способствовать тому, чтобы клиент осознал:
—связь между психогенными факторами и возникновением, развитием и сохранением своих проблем;
—какие ситуации в группе и в реальной жизни вызывают
напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие появление, фиксацию и усиление органических
или психических симптомов;
—связь между негативными эмоциями и появлением и
усилением различного рода нарушений и расстройств;
—особенности своего поведения и эмоционального реагирования;
—как он выглядит со стороны, как воспринимается его поведение другими, как оценивают окружающие те или иныеособенности поведения, эмоционального реагирования, как откликаются на них, какие последствия это поведение имеет;
—существующее рассогласование между собственным образом «Я» и восприятием себя другими;
—собственные, мотивы, потребности, стремления, отношения, установки, особенности поведения, эмоционального реагирования, а также степень их адекватности, реалистичности и конструктивности;
—характерные защитные механизмы;
—внутренние психологические проблемы и конфликты;
—особенности межличностного взаимодействия, межличностные конфликты и их причины;
—более глубокие причины переживания и способы реагирования, начиная с детства, а также условия, особенности формирования системы отношений;
—собственную роль, меру своего участия в возникновении
и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций,
н также то, каким путем можно было бы избежать их повторения в будущем.
В эмоциональной сфере групповая психокоррекция должна помочь клиенту:
— получить эмоциональную поддержку со стороны группы
и психолога, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности;
—пережить в группе те чувства, которые он часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у него в действительности и с которыми ранее он не мог справиться;
—пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций;
—научиться искренности в отношении к себе и к другим людям;
—стать более свободным в выражении собственных негативных и позитивных чувств;
—научиться более точно понимать и вербализовать свои чувства и эмоциональные состояния;
—раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными;
—модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими;
— произвести эмоциональную коррекцию своих отношений.
В поведенческой сфере групповая коррекция должна помочь клиенту:
— увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;
. — приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения;
— преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций;
—развить формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;
—закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни;
|
|
—вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижения в познавательной и эмоциональной сферах.
Специфика групповой психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психолога, в коррекционных целях. Групповая психокоррекция не является самостоятельным направлением психокоррекции, а представляет лишь специфическую форму, при использовании которой основным инструментом воздействия выступает группа клиентов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где таким инструментом является только сам психолог16.
Психокоррекционная группа — это искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия. Это взаимодействие «здесь и теперь», при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.
Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает клиент в группе, в значительной степени отражают его истинные взаимоотношения. Группа выступает как модель реальной жизни, где клиент проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции. Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя17.
В большинстве исследований отмечается, что потенциальное преимущество условий группы — это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. У человека возникает, как правило, определенное ощущение комфортности, когда он находится с равными партнерами, а не с психотерапевтом18.
|
|
По мнению И.В. Вачкова, специфическими чертами психокоррекционных групп, являются19:
соблюдение основных принципов групповой работы (активность, открытость, конфиденциальность и т.п.);
• нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, которая исходит не столько от ведущего, сколько от самих участников;
• наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек)) периодически собирающейся на встречи;
• определенная пространственная организация (чаще все го — работа в удобном изолированном помещении, участникибольшую часть времени сидят в кругу);
• акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;
• применение активных методов групповой работы;
• объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
• атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
К. Рудестам (по Лэкину) выделил шесть процессов, являющихся общими для психокоррекционных групп: 1) облегчение выражения эмоций; 2) порождение ощущения принадлежности к группе; 3) обязательность самораскрытия; 4) опробование новых видов поведения; 5) санкционированное групповое осуществление межличностных сравнений и 6) разделение с назначенным лидером ответственности за руководство группой. Эти процессы, в основном, применимы ко всем группам, возможно, за исключением последнего: некоторые психокоррекционные группы сохраняют сильного руководителя, не разделяющего своих руководящих функций с членами группы20.
Обобщая вышесказанное, можно выделить основные преимущества групповой психокоррекции, как с точки зрения клиента, так и самого руководителя психокоррекционной группы.
1) Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения.
2) Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения, формирование его Я-концепции.
3) Особый тип взаимоотношений в группе (клиент — клиент, клиент — руководитель группы) способствует прояснению психологических проблем каждого члена группы.
4) Группа может также облегчить процесс самоисследования и интроспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но требуется соучастие и принятие их группой, чтобы стала возможной попытка самораскрытия. Когда такая попытка самораскрытия и изменения поощряется другими, то, как следствие, усиливается уверенность в себе.
5) У групповой формы есть и экономические преимущества.
Обычно одновременная встреча шести, десяти или более человек обходится менее дорого и терапевту-руководителю, и клиенту-участнику, чем контакты один на один.
2.2. Классификация психокоррекционных групп
Диапазон классификаций групп очень широк:
• от ориентированных на информацию или на задачу до ориентированных на личность или понимание;
• от центрированных на руководителе до центрированных на участнике;
• от рациональных до аффективно спонтанных;
• от жестко структурированных до неструктурированных;
• от кратковременных до существующих длительное время21.
Классификация групп по К. Рудестаму Таблица 1
Центрированные на руководителе | Центрированные на участнике | |
Рациональные | Группы тренинга умений Группы встреч | Т-группы |
Аффективные | Гсштальтгруппы Группы телесной терапии Психодрама Группы танцевальной терапии Группы терапии искусством | Т-группы Группы встреч |
Р. Кочюнас предлагает выделять 3 критерия классификации групп22:
1) с точки зрения целей группы;
2) с точки зрения способов реализации целей;
3) с точки зрения теоретического основания группы.
С точки зрения целей:
• Группы совершенствования личности и обучающие группы (группы встреч и Т-группы).
• Группы решения проблем (группы, помогающие в решении трудностей в личной или профессиональной жизни, в кризисных ситуациях).
• Лечебные группы (основная их цель — изменения личности клиентов. Они делятся на стационарные и лабораторные).
С точки зрения способов реализации целей:
• Группы самопомощи (анонимные группы, группы развития самосознания).
• Группы поддержки (клубы, дискуссионные группы).
• Группы психологического просвещения (тематические
группы, семинары, группы обсуждения проблем).
• Группы, ориентированные на процесс (группы встреч,
Т-группы, группы психодрамы, учебные группы студентов).
• Клинические группы.
С точки зрения теоретического основания группы:
• Психоаналитические группы.
• Группы психодрамы.
• Гештальтгруппы.
• Экзестенциальны группы.
• Группы терапии поведения.
• Группы трансакционного анализа.
• Группы, ориентированные на личность.
Существуют также классификации, основанные на психологических характеристиках групп и групповых процессов. В частности, группы делятся исходя их композиционного состава и открытости своих границ (константность состава группы).
1. По композиции группы делятся на гетерогенные и гомогенные.
Гетерогенность — различие между характеристиками и свойствами объектов или субъектов (вплоть до диаметральной противоположности). Гомогенность — однородность, сходство, совпадение каких-то характеристик и свойств.
В основе определения однородности или неоднородности обычно лежат три критерия:
1) демографические различия — возраст, пол и образование;
2) личностные (психологические) проблемы — цели участия в группе, испытываемые затруднения, симптомы, жалобы, синдромы;
3) личностные особенности и образцы поведения — интеллект, характер, интересы, убеждения и ценностные ориентации, коммуникативная компетентность, тип межличностных
отношений, социальный статус23.
Сочетание этих компонентов зависит от целей и времени нпнятий. Группы с коротким курсом занятий, а также те, чьей функцией является эмоциональная поддержка людей, стремятся к большему сходству среди участников (гомогенны по составу)- Группам с более длительным курсом занятий, цель которых — выработать межличностное понимание, полезна большая гетерогенность24.
Большинство специалистов склоняется в пользу гетеро-пмшых групп в отношении психологических особенностей и межличностных стилей участников. В ряде исследований подчеркивается, что высокая степень продуктивности в разрешении личностных конфликтов участников и способов их преодоления фиксируется в рамках гетерогенных групп. Расхождения между участниками при включении в группу людей с разными типами личности и способами действия ведут к напряженности и конфронтации, преодолением которых достигается успех в оптимальном научении и росте личности. Людям с эмоциональным, экспрессивным стилем, например, могут быть полезны взаимоотношения с людьми более рационального, сдержанного склада, и наоборот25. Таким образом, различия, обнаруживающиеся в гетерогенной группе, открывают более широкие возможности для конфронтации и изменения.
Отмечается, что в идеальной группе должно поощряться потенциальное выражение всего диапазона человеческих эмоций, нключая чувства вины, депрессии, надежды, сексуальности, ненависти и гнева. Для достижения идеальной базовой эмоциональной структуры рекомендуется стремиться к гетерогенным группам в отношении как проблем, имеющихся у участников, так и функций, выполняемых участниками в группе26.
Наиболее общепринятое рациональное обоснование гетерогенности — желание создать репрезентативную модель общества в группе. Как считают Беннис и Шепард, «чем более гетерогенны участники, тем больше группа соответствует микрокосму остального их межличностного опыта». Однако недостатком гетерогенности является то, что она может приводить к возникновению изоляции отдельных участников. Более того, формальное смешение полов, профессий и рас может быть хуже, чем полное отсутствие различий.
Что касается гомогенных групп, то важно подчеркнуть следующее. Большая однородность необходима группам с коротким курсом занятий или имеющим целью помочь людям в преодолении узкой, специфической проблемы. Гомогенность в группе обычно предполагает высокую степень взаимной привлекательности и поддержки. Однородные по своему составу группы изначально более склонны к сплоченности, психологическая атмосфера в них более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно. Они менее конфликтны, имеют лучшую посещаемость, чем гетерогенные.
Главный недостаток гомогенных групп состоит в недостаточной почве для споров. Это приводит к снижению групповой динамики, к отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов, порой являющихся необходимыми для успешной работы группы.
Эмпирические исследования показывают, что особенно деструктивно влияют на работу группы ситуации, когда один человек резко отличен по каким-то параметрам от других: например, менее эффективны группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один мужчина в окружении женщин. «Чисто женские» и «чисто мужские» группы также имеют свою специфику, связанную с полоролевой идентификацией не только отдельных участников, но и группы в целом2.
2. По постоянству состава группы подразделяются на открытые и закрытые.
Открытые группы не имеют постоянного состава участников: по мере окончания психокоррекции одни клиенты уходят из группы, и на их место в состав уже работающей группы включаются новые участники. В открытых группах, как правило, нет заранее фиксированной длительности работы. В качестве преимуществ открытых психокоррекционных групп называют более легкое усвоение пациентом, вступающим в уже работающую группу, групповых норм, целей, ценностей, всего того, что называется групповой культурой или групповой идеологией. Также отмечается большая эффективность при выполнении различных заданий тренингового и обучающего характера (в частности, научение более эффективным социальным контактам).
Закрытые группы отличаются постоянством состава участников, новые члены в группу не включаются даже в том случае, если из нее по какой-то причине выбывает участник до окончания срока психокоррекции. Закрытые группы обычно имеют фиксированную продолжительность работы. Можно укапать такие особенности закрытых групп, как их большую эффективность, совместное и одновременное прохождение все"ми пациентами фаз психокоррекционного процесса, значительная глубина и сила групповых переживаний, высокая степень идентификации руководителя с группой, его большая эмоциональная вовлеченность и ответственность, большая сплоченность и эффективность углубленной работы по достижению инсайта, наличие более благоприятных условий для проведения эксперимента по использованию различных методов психотерапии и их сравнению28.
В целом, большинство исследователей и практиков склоняются к тому, что закрытые психокоррекционные группы при ориентации на глубинную личностно-ориентированную психотерапию являются более эффективными, так как в них формируется более выраженная групповая сплоченность, взаимопонимание и взаимопомощь, более теплая эмоциональная атмосфера, а также более глубокое понимание целей и задач психотерапии, друг друга и себя самого.