Специфика групповой формы психокоррекции

В групповой психокоррекции основным инструментом коррекционного воздействия выступает группа, помогающая вы­явить и скорректировать проблемы клиента за счет межлич­ностного взаимодействия и групповой динамики, сфокусиро­ванных на процессе «здесь и теперь». На этом основании иног­да формируется точка зрения, согласно которой групповая пси­хокоррекция направлена на проработку конфликтов в сфере межличностного взаимодействия, в то время как индивиду­альная — на раскрытие, проработку глубинного внутриличностного конфликта10.

Цели и задачи групповой психокоррекции как метода, ори­ентированного на личностное изменение, в определенной степе­ни различаются в зависимости от теоретических представле­ний о личности и природе ее нарушений. Однако опора на груп­повую динамику существенно сближает данные различия11.

Цели групповой психокоррекции определяются как рас­крытие, анализ, осознание и проработка проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и пове­денческих стереотипов на основе анализа и использования меж­личностного взаимодействия12.

И.В. Вачков отмечает, что можно выделить общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию психокоррекционные группы13:

— исследование психологических проблем участников груп­пы и оказание омощи в их решении;

— улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

— изучение психологических закономерностей, механиз­мов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного об­щения с людьми;

— развитие самосознания и самоисследование участников
для коррекции или предупреждения эмоциональных наруше­ний на основе внутренних и поведенческих изменений;

— содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

В связи с наличием обозначенных целей становится очевид­ным, что процесс психокоррекции является сложным и много­аспектным. В связи с этим принято выделять три структурных компонента, характерных для самосознания (Я-концепции) личности, на которых фокусируются задачи психокоррекции.

Таким образом, задачи психокоррекции затрагивают":

1. Самопонимание (когнитивный аспект).

2. Отношение к себе (эмоциональный аспект).

3. Саморегуляцию (поведенческий аспект).

В зависимости от теоретической ориентации представите­ли различных направлений придают большее или меньшее зна­чение каждому из них, подчеркивая при этом и определенную роль двух других. В качестве основных механизмов коррекционного воздействия могут рассматриваться корригирующие эмо­циональные переживания, конфронтация и научение.

Более конкретно задачи психокоррекции (при этом учиты­вается групповой процесс) можно сформулировать следующим образом15:

В познавательной сфере (когнитивный аспект, интеллек­туальное осознание) групповая психокоррекция должна способ­ствовать тому, чтобы клиент осознал:

—связь между психогенными факторами и возникновени­ем, развитием и сохранением своих проблем;

—какие ситуации в группе и в реальной жизни вызывают
напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, про­воцирующие появление, фиксацию и усиление органических
или психических симптомов;

—связь между негативными эмоциями и появлением и
усилением различного рода нарушений и расстройств;

—особенности своего поведения и эмоционального реагиро­вания;

—как он выглядит со стороны, как воспринимается его по­ведение другими, как оценивают окружающие те или иныеособенности поведения, эмоционального реагирования, как от­кликаются на них, какие последствия это поведение имеет;

—существующее рассогласование между собственным об­разом «Я» и восприятием себя другими;

—собственные, мотивы, потребности, стремления, отноше­ния, установки, особенности поведения, эмоционального реаги­рования, а также степень их адекватности, реалистичности и конструктивности;

—характерные защитные механизмы;

—внутренние психологические проблемы и конфликты;

—особенности межличностного взаимодействия, межлич­ностные конфликты и их причины;

—более глубокие причины переживания и способы реаги­рования, начиная с детства, а также условия, особенности фор­мирования системы отношений;

—собственную роль, меру своего участия в возникновении
и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций,
н также то, каким путем можно было бы избежать их повторе­ния в будущем.

В эмоциональной сфере групповая психокоррекция долж­на помочь клиенту:

— получить эмоциональную поддержку со стороны группы
и психолога, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, актив­ности и спонтанности;

—пережить в группе те чувства, которые он часто испыты­вает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситу­ации, которые были у него в действительности и с которыми ранее он не мог справиться;

—пережить неадекватность некоторых своих эмоциональ­ных реакций;

—научиться искренности в отношении к себе и к другим людям;

—стать более свободным в выражении собственных нега­тивных и позитивных чувств;

—научиться более точно понимать и вербализовать свои чувства и эмоциональные состояния;

—раскрыть свои проблемы с соответствующими им пере­живаниями, зачастую ранее скрытыми от самого себя или ис­каженными;

—модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими;

— произвести эмоциональную коррекцию своих отношений.
В поведенческой сфере групповая коррекция должна по­мочь клиенту:

— увидеть собственные неадекватные поведенческие стерео­типы;

. — приобрести навыки более искреннего, глубокого, свобод­ного общения;

— преодолеть неадекватные формы поведения, проявля­ющиеся в группе, в том числе связанные с избеганием субъек­тивно сложных ситуаций;

—развить формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;

—закрепить новые формы поведения, в частности те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни;

—вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижения в познавательной и эмо­циональной сферах.

Специфика групповой психокоррекции заключается в це­ленаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возника­ющих между участниками группы, включая и психолога, в коррекционных целях. Групповая психокоррекция не является самостоятельным направлением психокоррекции, а представ­ляет лишь специфическую форму, при использовании которой основным инструментом воздействия выступает группа клиен­тов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где таким инструментом является только сам психолог16.

Психокоррекционная группа — это искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия. Это взаимодей­ствие «здесь и теперь», при котором участники изучают про­исходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.

Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает клиент в группе, в значительной степени отражают его истин­ные взаимоотношения. Группа выступает как модель реальной жизни, где клиент проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции. Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя17.

В большинстве исследований отмечается, что потенциаль­ное преимущество условий группы — это возможность получе­ния обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником груп­пы. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получа­ющим помощь и помогающим. В поддерживающей и контро­лируемой обстановке человек может обучаться новым умени­ям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. У человека возникает, как правило, определенное ощущение комфортности, когда он находится с равными партнерами, а не с психотерапевтом18.

По мнению И.В. Вачкова, специфическими чертами психокоррекционных групп, являются19:

соблюдение основных принципов групповой работы (активность, открытость, конфиденциальность и т.п.);

• нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, которая исходит не столько от ведуще­го, сколько от самих участников;

• наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек)) периодически собирающейся на встречи;

• определенная пространственная организация (чаще все­ го — работа в удобном изолированном помещении, участникибольшую часть времени сидят в кругу);

• акцент на взаимоотношениях между участниками груп­пы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

• применение активных методов групповой работы;

• объективация субъективных чувств и эмоций участни­ков группы относительно друг друга и происходящего в груп­пе, вербализованная рефлексия;

• атмосфера раскованности и свободы общения между уча­стниками, климат психологической безопасности.

К. Рудестам (по Лэкину) выделил шесть процессов, явля­ющихся общими для психокоррекционных групп: 1) облегче­ние выражения эмоций; 2) порождение ощущения принадлеж­ности к группе; 3) обязательность самораскрытия; 4) опробова­ние новых видов поведения; 5) санкционированное групповое осуществление межличностных сравнений и 6) разделение с назначенным лидером ответственности за руководство группой. Эти процессы, в основном, применимы ко всем группам, воз­можно, за исключением последнего: некоторые психокоррекционные группы сохраняют сильного руководителя, не разделя­ющего своих руководящих функций с членами группы20.

Обобщая вышесказанное, можно выделить основные преиму­щества групповой психокоррекции, как с точки зрения клиен­та, так и самого руководителя психокоррекционной группы.

1) Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, учас­тники могут идентифицировать себя с другими и использо­вать установившуюся эмоциональную связь при оценке собствен­ных чувств и поведения.

2) Значимая обратная связь оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения, формирование его Я-концепции.

3) Особый тип взаимоотношений в группе (клиент — кли­ент, клиент — руководитель группы) способствует прояснению психологических проблем каждого члена группы.

4) Группа может также облегчить процесс самоисследова­ния и интроспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но требуется соучастие и принятие их группой, чтобы стала воз­можной попытка самораскрытия. Когда такая попытка само­раскрытия и изменения поощряется другими, то, как след­ствие, усиливается уверенность в себе.

5) У групповой формы есть и экономические преимущества.
Обычно одновременная встреча шести, десяти или более чело­век обходится менее дорого и терапевту-руководителю, и кли­енту-участнику, чем контакты один на один.

2.2. Классификация психокоррекционных групп

Диапазон классификаций групп очень широк:

• от ориентированных на информацию или на задачу до ориентированных на личность или понимание;

• от центрированных на руководителе до центрированных на участнике;

• от рациональных до аффективно спонтанных;

• от жестко структурированных до неструктурированных;

• от кратковременных до существующих длительное время21.


Классификация групп по К. Рудестаму Таблица 1


  Центрированные на руководителе Центрированные на участнике
Рациональные Группы тренинга умений Группы встреч Т-группы
Аффективные Гсштальтгруппы Группы телесной терапии Психодрама Группы танцевальной терапии Группы терапии искусством Т-группы Группы встреч

Р. Кочюнас предлагает выделять 3 критерия классифика­ции групп22:

1) с точки зрения целей группы;

2) с точки зрения способов реализации целей;

3) с точки зрения теоретического основания группы.
С точки зрения целей:

• Группы совершенствования личности и обучающие груп­пы (группы встреч и Т-группы).

• Группы решения проблем (группы, помогающие в реше­нии трудностей в личной или профессиональной жизни, в кри­зисных ситуациях).

• Лечебные группы (основная их цель — изменения лич­ности клиентов. Они делятся на стационарные и лабораторные).

С точки зрения способов реализации целей:

• Группы самопомощи (анонимные группы, группы разви­тия самосознания).

• Группы поддержки (клубы, дискуссионные группы).

• Группы психологического просвещения (тематические
группы, семинары, группы обсуждения проблем).

• Группы, ориентированные на процесс (группы встреч,
Т-группы, группы психодрамы, учебные группы студентов).

• Клинические группы.

С точки зрения теоретического основания группы:

• Психоаналитические группы.

• Группы психодрамы.

• Гештальтгруппы.

• Экзестенциальны группы.

• Группы терапии поведения.

• Группы трансакционного анализа.

• Группы, ориентированные на личность.

Существуют также классификации, основанные на пси­хологических характеристиках групп и групповых процес­сов. В частности, группы делятся исходя их композиционно­го состава и открытости своих границ (константность состава группы).

1. По композиции группы делятся на гетерогенные и гомо­генные.

Гетерогенность — различие между характеристиками и свойствами объектов или субъектов (вплоть до диаметральной противоположности). Гомогенность — однородность, сходство, совпадение каких-то характеристик и свойств.

В основе определения однородности или неоднородности обычно лежат три критерия:

1) демографические различия — возраст, пол и образование;

2) личностные (психологические) проблемы — цели учас­тия в группе, испытываемые затруднения, симптомы, жалобы, синдромы;

3) личностные особенности и образцы поведения — интел­лект, характер, интересы, убеждения и ценностные ориента­ции, коммуникативная компетентность, тип межличностных
отношений, социальный статус23.

Сочетание этих компонентов зависит от целей и времени нпнятий. Группы с коротким курсом занятий, а также те, чьей функцией является эмоциональная поддержка людей, стремят­ся к большему сходству среди участников (гомогенны по соста­ву)- Группам с более длительным курсом занятий, цель кото­рых — выработать межличностное понимание, полезна большая гетерогенность24.

Большинство специалистов склоняется в пользу гетеро-пмшых групп в отношении психологических особенностей и межличностных стилей участников. В ряде исследований под­черкивается, что высокая степень продуктивности в разре­шении личностных конфликтов участников и способов их пре­одоления фиксируется в рамках гетерогенных групп. Рас­хождения между участниками при включении в группу лю­дей с разными типами личности и способами действия ведут к напряженности и конфронтации, преодолением которых до­стигается успех в оптимальном научении и росте личности. Людям с эмоциональным, экспрессивным стилем, например, могут быть полезны взаимоотношения с людьми более раци­онального, сдержанного склада, и наоборот25. Таким образом, различия, обнаруживающиеся в гетерогенной группе, открывают более широкие возможности для конфронтации и из­менения.

Отмечается, что в идеальной группе должно поощряться по­тенциальное выражение всего диапазона человеческих эмоций, нключая чувства вины, депрессии, надежды, сексуальности, ненависти и гнева. Для достижения идеальной базовой эмоцио­нальной структуры рекомендуется стремиться к гетерогенным группам в отношении как проблем, имеющихся у участников, так и функций, выполняемых участниками в группе26.

Наиболее общепринятое рациональное обоснование гетеро­генности — желание создать репрезентативную модель обще­ства в группе. Как считают Беннис и Шепард, «чем более гетерогенны участники, тем больше группа соответствует микро­косму остального их межличностного опыта». Однако недостат­ком гетерогенности является то, что она может приводить к возникновению изоляции отдельных участников. Более того, формальное смешение полов, профессий и рас может быть хуже, чем полное отсутствие различий.

Что касается гомогенных групп, то важно подчеркнуть сле­дующее. Большая однородность необходима группам с корот­ким курсом занятий или имеющим целью помочь людям в преодолении узкой, специфической проблемы. Гомогенность в группе обычно предполагает высокую степень взаимной при­влекательности и поддержки. Однородные по своему составу группы изначально более склонны к сплоченности, психологи­ческая атмосфера в них более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно. Они менее конфликтны, имеют лучшую посещаемость, чем гетерогенные.

Главный недостаток гомогенных групп состоит в недостаточ­ной почве для споров. Это приводит к снижению групповой динамики, к отсутствию противоречий и конструктивных кон­фликтов, порой являющихся необходимыми для успешной ра­боты группы.

Эмпирические исследования показывают, что особенно де­структивно влияют на работу группы ситуации, когда один че­ловек резко отличен по каким-то параметрам от других: на­пример, менее эффективны группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один муж­чина в окружении женщин. «Чисто женские» и «чисто муж­ские» группы также имеют свою специфику, связанную с полоролевой идентификацией не только отдельных участников, но и группы в целом2.

2. По постоянству состава группы подразделяются на от­крытые и закрытые.

Открытые группы не имеют постоянного состава участни­ков: по мере окончания психокоррекции одни клиенты уходят из группы, и на их место в состав уже работающей группы включаются новые участники. В открытых группах, как пра­вило, нет заранее фиксированной длительности работы. В ка­честве преимуществ открытых психокоррекционных групп называют более легкое усвоение пациентом, вступающим в уже работающую группу, групповых норм, целей, ценностей, всего того, что называется групповой культурой или групповой идео­логией. Также отмечается большая эффективность при выпол­нении различных заданий тренингового и обучающего харак­тера (в частности, научение более эффективным социальным контактам).

Закрытые группы отличаются постоянством состава участ­ников, новые члены в группу не включаются даже в том слу­чае, если из нее по какой-то причине выбывает участник до окончания срока психокоррекции. Закрытые группы обычно имеют фиксированную продолжительность работы. Можно ука­пать такие особенности закрытых групп, как их большую эф­фективность, совместное и одновременное прохождение все"ми пациентами фаз психокоррекционного процесса, значительная глубина и сила групповых переживаний, высокая степень иден­тификации руководителя с группой, его большая эмоциональ­ная вовлеченность и ответственность, большая сплоченность и эффективность углубленной работы по достижению инсайта, наличие более благоприятных условий для проведения экспе­римента по использованию различных методов психотерапии и их сравнению28.

В целом, большинство исследователей и практиков склоня­ются к тому, что закрытые психокоррекционные группы при ориентации на глубинную личностно-ориентированную психо­терапию являются более эффективными, так как в них форми­руется более выраженная групповая сплоченность, взаимопони­мание и взаимопомощь, более теплая эмоциональная атмосфе­ра, а также более глубокое понимание целей и задач психоте­рапии, друг друга и себя самого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: