В практике психокоррекционной работы выделяют различные подходы объяснения причин трудностей в развитии личности человека.
Биологический подход объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания.
Медицинский подход выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития.
Интеракционистский подход подчеркивает значения сбоев и нарушений взаимодействия между личностью и средой для возникновения проблем развития и, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка.
Педагогический подход усматривает причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности ребенка.
Деятельностный подход ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности.
Выбор методов и техник психокоррекционной работы, выявление критериев оценки её успешности, – определяются её целями.