double arrow

Категории этики


1. Классификация категорий этики.

2. Важнейшие этические категории.

3. Смысл жизни и счастье. Культура общения и этикет.

Классификация категорий этики

Мораль как целостное общественное явление можно осмыслить только лишь при помощи системы категорий этики. К категориям этики относятся основные ее понятия, которые обобщенно отражают содержание, специфику, сущностные стороны морали. В категориях этики выражены наиболее существенные стороны моральных явлений, их предельно общее теоретическое воплощение. В них синтезированы исторически сложившиеся конечные значения нравственного знания. Они выступают центральным звеном познавательной деятельности в сфере морали, определяя все многообразие нормативно-оценочной нравственной деятельности людей.

Категории этики неоднородны. Некоторые из них определяют универсальные значения нравственности, конечные цели личностного и общественного развития, наиболее общие исходные принципы морали. Это понятия: «благо», «добро», «добродетель», «справедливость», «счастье», «правда», «любовь» и др.

Большая группа категорий выражает всеобщие нравственные основания личности, определяет принципы внутреннего содержания индивидуального морального сознания. Эти значения представлены в понятиях: «долг», «совесть», «честь», «достоинство» и др.

Третья совокупность категорий фиксирует конечные формы отрицательных значений и принципов морали, синтезированных в понятии «зло», содержание которого раскрывается в представлениях о лжи, ненависти, зависти, предательстве, подлости и иных аморальных явлениях.

Системообразующим началом формирования этического знания служат категории «добро» и «зло».

Важнейшие этические категории

Добро и зло являются наиболее важнейшими категориями этики служащими для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. Понимание, способ истолкования, аргументация природы и сущности добра и зла существенно влияют на определение других категорий этики и на все этическое учение, поскольку эти категории основные, фундаментальные. В них наиболее полно проявляется специфика морали, так как при помощи этих категорий очерчивается моральный аспект человеческой жизни - сознания, поведения, взаимоотношений людей, их связи с природой. Поэтому иногда этику определяют как учение о добре и зле. Доброэто все, положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с гуманистическими принципами, т.е. то, что способствует развитию в человеке и обществе человечности, взаимопонимания и согласия. Добро есть выполнение требований морали, следование моральному долгу. Объективным же основанием добра является общественная необходимость в регулировании общественных отношений с точки зрения их соответствия свободному развитию человеческой личности.




Собирательное значение аморального, противостоящего нравственно-ценному, сконцентрировано в понятии зла. Зло означает нарушение требования добра, пренебрежение моральными ценностями и долгом. Злом оказывается все, что препятствует единению людей и гармонии общественных отношений, направлено против совести и долга ради удовлетворения эгоистических побуждений человека или социальной группы - корыстолюбия и алчности, тщеславия и жадности, грубости и насилия, неуважения и равнодушия к интересам человека и общества.

Противостояние добра и зла составляет основное содержание нравственного развития общества и одну из труднейших проблем этики. Ценностная ориентация на добро требует от человека определиться в отношении зла, понять необходимость его искоренения. Вместе с тем необходимо осознать, что противостоять злу можно только социально-культурными и морально оправданными средствами. При этом моральная победа над злом вовсе не означает устранение самой противоположности добра и зла, как основы существования морали.



Производными от добра понятиями и в теоретической этике, и в сфере обыденного сознания выступают представления о доброте, добродетели, добродеяниях как морально-ценностных характеристиках отзывчивости, внимания к людям, справедливости, бескорыстия, щедрости, готовности поступиться своими интересами ради других. Представления о добром предполагают стремление к высшим идеалам правдивости, душевной гармонии, счастья, любви.

Этика настаивает на необходимости борьбы со злом как социальным явлением, а не с людьми как его носителями. В первом случае победа добра достигается через поиск новых, более совершенных общественных отношений и способов разрешения противостояния добра со злом. Во втором же случае, когда идеалы добра пытаются воплотить решительно и скоро, присущими злу средствами - принуждением, ложью, насилием - лишь умножают зло. Противостоять злу можно только социально-культурными и морально-оправданными средствами. При этом моральная победа над злом вовсе не означает устранение самой противоположности добра и зла, основу существования нравственности. На каждой ступени развития люди решали и будут решать свои проблемы, не останавливаясь на достигнутом уровне культуры и борясь против старого, отжившего и мешающего дальнейшему совершенствованию человека, того, что выступает объективной основой существования зла как противоположности добра. Через это постоянно воспроизводимое противостояние добра и зла решаются каждый раз более сложные проблемы бытия людей, используя более культурные и гуманные средства. Приверженность идеалам добра на практике означает верность требованиям морали, постоянно испытываемую на прочность житейскими искушениями и соблазнами, давлением и принуждением.

Личностным проявлением добра, обобщенным выражением добродетели на уровне индивидуального морального сознания выступает категория нравственного долга. Моральное долженствование – начало нравственной заданности человека, условие, мотив, побуждение к осуществлению нравственных поступков. Голос долга звучит как внутреннее, исходящее из глубин сознания человека, моральное требование. Понятие долга объясняет сам способ индивидуального морального выбора и нравственного действия. Превращение нравственных требований и ценностей в личную задачу человека выражает понятие нравственного долга. Посредством осознания долга личность осознает свои обязанности как нравственного существа. Спецификой морального долга является его превращение из внешней необходимости определенного поведения в добровольно принимаемую на себя обязанность, становящуюся внутренней потребностью личности.

Долг не тождественен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Переживание требований долга в связи со своими интересами приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга. Нравственный долг пробуждает у человека активную гражданскую позицию, развивает в нем чувство личной сопричастности ко всему происходящему в мире, стремление вносить посильный вклад в общее дело. Мораль в качестве глубоко личного, интимного регулятора поведения предполагает, что человек самостоятельно осознает объективное общественное содержание своего нравственного долга, и никакие ссылки ни на какие авторитеты, обычные формы поведения, общепринятость и распространенность не снимают с него ответственность за это и не могут его оправдать, если он понял свой долг верно.

Категории совести, чести, достоинства, раскрывают действительное содержание моральной заданности личности и меры ее готовности к осуществлению нравственно-должного.

Совесть – способность человека формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения, контролировать и оценивать свое поведение. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, человечности, сам задает изнутри критерии моральной оценки и сам оценивает свое поведение. Если внешние опоры нравственного поведения можно при случае как-то обойти, то обмануть самого себя оказывается невозможно. Если это удается, то исключительно самой дорогой ценой – ценой отказа от совести и потери человеческого достоинства. Совесть для духовно развитой личности - средоточие духовных ценностей и убеждений, основа самоуважения и чувства собственного достоинства, где разум и чувства сплетаются в такие узы, вырваться из которых нельзя, не разорвав своего сердца, и победить которые можно лишь подчинившись им. Совесть неподкупна и бескомпромиссна в своих позициях, ибо в противном случае она начинает постепенно разрушаться, если пытаться смягчить собственные требования и оценки и злоупотребить присущей ей способностью самореабилитации. Она как бы стоит на страже интересов всеобщих принципов человечности в каждом отдельном человеке. Поэтому совесть обязует человека ориентироваться на идеалы гуманности и доброты, долга и чести, какими бы иллюзорными и нелепыми они ни казались в данный момент, и критически ответственно относиться к любым мнениям и собственным побуждениям. Совесть есть проявление внутреннего нравственного закона индивидуальной воли. Совесть выполняет функцию внутреннего регулятора, свойственную морали в целом, действуя в четырех направлениях: 1) как побудитель, ориентируя нас на соблюдение нравственных требований, создавая положительную психологическую установку; 2) как запрещающий фактор, заранее осуждая нас за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение; 3) совесть может говорить в нас во время действия, корректируя его; 4) как контролер, оценивая наши поступки, вызывая соответствующие нравственные переживания.

Понятие чести и достоинства выражают в морали представление о ценности всякого человека как нравственной личности, требуя уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признания за ним свободы самоопределения и равенства в правах с другими. Одновременно они выражают, наряду с совестью, способность личности к самоконтролю на основе требовательного и ответственного отношения к самому себе. Честь и достоинство человека предполагают совершение им только таких поступков, которые способны обеспечить ему общественное уважение, высокую личную самооценку и переживание морального удовлетворения, которые и не позволяют человеку поступать ниже своего достоинства. Различие этих понятий проявляется в том, что честь в большей мере связывается с общественной оценкой поведения человека как представителя определенной общности, сословия, профессиональной группы вместе с признаваемыми за ним заслугами и определенной репутацией. Честь требует от человека поддерживать и оправдывать свою репутацию. Понятие чести приближается по своему значению к достоинству как нравственной категории только в смысле внутренней честности и порядочности по отношению к морали и самому себе.

Поэтому моральная ценность достоинства личности ориентируется не на материальное благополучие и преуспевание, не на внешние знаки признания, а на внутреннее самоуважение личностью себя и принципов истинной человечности, на свободное и добровольное следование им в жизни. Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. В то время как механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира личности к общественному признанию.

Понятие достоинства более универсально, оно подчеркивает значимость личности как представителя человеческого рода. Независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Честь - это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Чувство собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

Смысл жизни и счастье. Культура общения и этикет

Понятия «смысл жизни» и «счастье» находятся в тесной взаимосвязи между собой. Вряд ли может быть признана осмысленной жизнь, если она не приносит удовлетворения, счастья. В свою очередь, счастливой может быть только осмысленная, посвященная достойным идеалам и целям жизнь.

Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысл его бытия. В этике различают смысл и осмысленность жизни. Смысл предполагает объективную оценку, содержательный критерий жизни; осмысленность – это субъективное отношение к жизни, осознание его смысла. Смысл жизни может выступать не как единственная цель, а как спектр смыслов и целей, реализующихся в ходе жизнедеятельности человека. Но в любом случае человек должен состоятся, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность. Жизнь наполняется смыслом, достойной человека тогда, когда она полезна другим, когда человек с удовольствием и полной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто добром и справедливостью.

Этическая теория дает ориентацию, а каждому человеку предстоит обрести смысл жизни в опыте своего бытия – выстрадать в процессе самоутверждения и сложных нравственных исканий. Содержание категории «смысл жизни» как бы определяет оценку значимости существования человека, в то время как содержание категории «счастье» отражает степень его удовлетворенности результатами своей жизнедеятельности.

Понятие счастья носит нормативно-ценностный характер в том смысле, что оно в чувственно-эмоциональной, интуитивной и мечтательной форме выражает представление о желаемом порядке вещей. Это осознание того, какой должна быть жизнь человека, чтобы приносить ему состояние высшего удовлетворения. Счастье – это сопровождающееся чувством глубокой моральной удовлетворенности переживание полноты бытия. Развитое моральное сознание связывает состояние счастья не с идиллией покоя и тишины, удовлетворения существующим, а предполагает стремление к лучшему будущему, более совершенному строю человеческих отношений. Это состояние включает в себя как постановку высоких благородных и значимых целей, так и преодоление преград на пути к ним. Присущая морали неудовлетворенность существующим не позволяет такой моральной личности ограничиваться достижением собственного благополучия, а требует от нее развития и использования своих способностей, напряжения всех сил в творческой созидательной деятельности по реализации общественно значимых целей.

Таким образом, при помощи категорий этика исследует функционирование морали как целостной противоречивой системы сознания и моральной практики, где происходит взаимодействие идеального долженствования с реальной действительностью.

Усвоение содержания основных категорий этики позволяет развить уровень морального сознания человека, а значит и культуру общения. Культура общения – это специфически человеческие способы поведения, которые обеспечивают гармоничность процесса общения между людьми.

Знание и исполнение оптимальных моделей поведения в конкретных, заранее известных, ситуациях взаимоотношения людей, т.е. исполнение этикета, есть неотъемлемой частью моральной культуры личности. Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. Этикет – это совокупность правил поведения, которые регулируют внешние проявления человеческих отношений. История этикета насчитывает много столетий. Уже в античные времена осмысливаются правила этикета. Например, Плутарх (I – II вв.) объяснял смысл этикетно-ритуальных форм поведения, которые были обязательными для всех членов общества. Исполнение правил пристойности есть условие дружественных отношений между людьми и, вместе с тем, условием просветленности души. Много простых истин, которые встречаются в высказываниях греческих и римских мудрецов о правилах поведения, не потеряли своего значения и сегодня, они составляют часть нормативных этикетных требований к современному человеку.

Классический вид этикет приобретает в эпоху феодализма, абсолютных монархий. Здесь он был связан с жизнью дворянства и приобрел форму свода правил поведения и общения при дворе монарха, который регламентировал иерархическую зависимость своего окружения от главы государства, а также внутри сословных отношений. Это был придворный протокол, строго установленный порядок и форма поведения при дворе государя, а также в светском обществе. Исполнение этих правил было обязательным для аристократии только относительно друг друга. Эти правила этикета не распространялись на низшие социальные слои.

Этикет, который возник как сословное явление, по своей сути был шире сословных границ. Практически он базировался на более общих человеческих потребностях (в чистоте, аккуратности, красоте, целесообразности действий); в духовно-содержательном плане сохранял древние традиции формы общения и обращения друг к другу (например, уважение к женщине, отцу, гостеприимство, приветствие). В нормы этикета входили общечеловеческие ценностные ориентиры, прежде всего те, которые отвечали потребностям, возникающим относительно уважения достоинства личности, и презентовали культурный вид взаимодействующих индивидов.

В разные исторические эпохи этикет менял свои черты, значимость. Но всегда сохранял универсальные, общепризнанные формы вежливости, такта, корректности, которые имеют значения эстетических и моральных потребностей человеческого общения. Их ценность проверена временем, и в современном обществе этикет не потерял своей актуальности, больше того, он приобрел вид обязательности и стал необходимым для каждого современного человека.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах. Он наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Вместе с тем народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются: придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов; дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах; воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Требования этикета не являются абсолютными, так как соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать их необходимость. Манеры как способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение, потому что оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Моральное содержание этикета обусловлено соответствием и соотношением внешних норм этикета и содержания морального сознания общества и личности. То есть внешнее правило поведения и общения базируется на моральных принципах. Наиболее важным из них есть «золотое правило нравственности» - относись к другим так, как ты желал бы, чтобы они относились к тебе. Важными принципами этикета есть также приоритет старшего, приоритет женщины. Обогащают этикет также принцип гигиеничности и принцип эстетичности. Эти принципы конкретизируются общими требованиями этикета, которые формируют нормативный образец поведения человека. К числу ведущих требований принадлежат вежливость, корректность, тактичность, деликатность, скромность, точность и обязательность. Принципы и требования этикета рациональны. Руководствуясь ими, человек даже если не зная конкретных правил этикета при конкретных обстоятельствах имеет возможность всегда остаться на высоком уровне моральной культуры.

Тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

Итак, этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой нравственной культуры, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом и т.д. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежит моральный принцип гуманизма. Поэтому воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к каждому другому человеку и к природе как материнскому лону всех людей - Земле.

* * *

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:

«Добро», «Зло», «Долг», «Счастье», «Ценностные ориентации».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.: «Добро», «Зло», «Обов’язок», «Цінності моральні», «Щастя».

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: