Логика дискурса. Доказательство и опровержение

1. Понятие дискурсивного мышления.

2. Понятие доказательства.

3. Понятие опровержения.

Понятие дискурсивного мышления

Дискурсивный (лат. discursus – довод, рассуждение, аргументация). Дискурсивным является мышление, основанное на таком рассуждении, которое состоит из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее.

Дискурсивным является такое знание, которое получено в результате логического вывода из некоторых общих принципов заключения, относящихся к конкретному случаю или знание, возникшее путем обобщения определенной совокупности фактов, с помощью демонстрации или последовательного рассуждения.

В классической философии дискурсивное мышление противопоставляется интуитивному мышлению, которое схватывает истину сразу как целое независимо от последовательного рассуждения.

Понимание дискурсивного познания как антитезы интуитивному познанию сохранилось и в ХХ веке. Лингвистический поворот в философии ХХ - начале ХХI вв. изменил акцент в понимании дискурсивного мышления и привел к неоднозным его трактовкам. Сегодня дискурс понимается то как языково-речевая конструкция, то как последовательность совершаемых в языке коммуникативных актов. В соответствии с этим дискурс – это «язык в языке», т.е. определенная лексика.

Логика дискурса наиболее наглядно проявляется в логических операциях умозаключения и доказательства, в которых задействованы все логические понятия и законы. Умозаключение – это логическая форма получения выводного знания, которая состоит в переходе от определенных исходных данных к новому знанию, вытекающему из этих данных. Это такой познавательный прием, когда происходит преобразование информации, содержащейся в посылках и является разновидностью логического дискурса, когда новое суждение обосновывается посредством выведения его из других. Здесь, в отличие от доказательства, переход от аргументов (т.е. посылок) к обосновываемому тезису (заключению) происходит в один шаг.

Логика дискурса наиболее наглядно проявляется в логической операции доказательства и опровержения, в которой задействованы все логические понятия и законы.

Понятие доказательства

Доказательство – это логическая операция, обосновывающая истинность какой-либо мысли с помощью других мыслей. Доказательство должно решить две задачи: точно определить и правильно классифицировать формы отношений между мыслью доказываемой и мыслями, обосновывающими истинность доказываемой мысли; выяснить, какие мысли являются уже доказано-истинными, которые мы берем в качестве доказательства.

Доказательства по форме делятся на прямые и непрямые (косвенные). Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса, т.е. истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами. Схема этого доказательства такая: из данных аргументов (а, b, с ,...) необходимо следует доказываемый тезис q. По этому типу проводятся доказательства в судебной практике, в науке, в полемике, в сочинениях школьников, при изложении материала учителем и т.д.

На уроках химии прямое доказательство о горючести сахара может быть представлено в форме категорического силлогизма:

Все углеводы — горючи.

Сахар — углевод. ___

Сахар горюч.

В современном журнале мод «Бурда» тезис «Зависть — корень всех зол» обосновывается с помощью прямого доказательства следующими аргументами: «Зависть не только отравляет людям повседневную жизнь, но может привести и к более серьезным последствиям, поэтому наряду с ревностью, злобой и ненавистью, несомненно, относится к самым плохим чертам характера. Подкравшись незаметно, зависть ранит больно и глубоко. Человек завидует благополучию других, мучается от сознания того, что кому-то более повезло».

Непрямое (косвенное) доказательство — это доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса.

Апагогическое косвенное доказательство (или доказательство «от противного») осуществляется путем установления ложности противоречащего тезису суждения. Этот метод часто используется в математике.

Разделительное доказательство (методом исключения). Антитезис является одним из членов разделительного суждения, в котором должны быть обязательно перечислены все возможные альтернативы, например:

Преступление мог совершить либо А, либо В, либо С.

Доказано, что не совершали преступление ни А, ни В. Преступление совершил С.

Истинность тезиса устанавливается путем последовательного доказательства ложности всех членов разделительного суждения, кроме одного. Здесь применяется структура отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического силлогизма. Заключение будет истинным, если в разделительном суждении предусмотрены все возможные случаи (альтернативы), т.е. если оно является закрытым (полным) дизъюнктивным суждением.

Общим для всех доказательств являются следующие элементы: тезис, аргументы и демонстрация. Схема структуры доказательства:

  Тезис   Демонстрация   Аргументы

а1 а2 а3 а4

Тезис (греч. thesis - положение, утверждение) – это мысль или положение, истинность или ложность которого обосновывается в процессе доказательства.

Аргументы (от лат. argumentum – довод, основание доказательства). Это истинные исходные данные – теоретические или фактические положения, на которые опирается доказательство и из которых необходимо следует истинность доказываемого тезиса.

Виды аргументов:

1. Удостоверенные единичные факты. К такого рода аргументам относится так называемый фактический материал, т.е. статистические данные о населении, территории государства, выполнении плана, количестве вооружения, свидетельские показания, подписи на документах, научные данные, научные факты. Роль фактов в обосновании выдвинутых положений, в том числе научных, велика.

2. Определения как аргументы доказательства. Определения понятий обычно даются в каждой науке. Правила определения и виды определений понятий были рассмотрены в теме «Понятие», и там же были приведены многочисленные примеры определений понятий различных наук: математики, химии, биологии, географии и пр.

3. Аксиомы. В математике, механике, теоретической физике, математической логике и других науках, кроме определений, вводят аксиомы. Аксиомы — это суждения, которые принимаются в качестве аргументов без доказательства.

4. Ранее доказанные законы науки и теоремы как аргументы доказательства. В качестве аргументов доказательства могут выступать ранее доказанные законы физики, химии, биологии и других наук, теоремы математики (как классической, так и конструктивной). Юридические законы являются аргументами в ходе судебного доказательства. В ходе доказательства какого-либо тезиса может использоваться не один, а несколько из перечисленных видов аргументов.

Демонстрация (от лат. demonstratio – показывание) – это логическая связь между аргументами и тезисом, выраженная в форме логического рассуждения, в ходе которого из аргументов выводится истинность тезиса.

Существуют следующие правила доказательства: а) доказываемый тезис должен быть определен четко и ясно; б) в процессе доказательства нельзя подменять тезис; в) аргументы должны быть истинными и достаточными для обоснования тезиса; г) тезисом должно быть такое выводное суждение, которое логически следует из аргументов.

Эти правила необходимо соблюдать, чтобы оградить себя от ложного доказательства и софизмов.

Понятие опровержения

Опровержение – это логическая операция, устанавливающая ложность или необоснованность ранее выдвинутого тезиса.

Задача опровержения показать, что: неправильно построено само доказательство; выдвинутый тезис ложен или не доказан.

Опровержение можно предъявить ко всем трем элементам доказательства: к тезису, к аргументам и к демонстрации. Опровержение тезиса можно провести тремя способами: самый верный способ – это опровержение фактами; посредством установления ложности или противоречивости следствий, которые вытекают из тезиса; опровержение тезиса через доказательство антитезиса.

Опровержение аргументов можно осуществить, подвергая критике аргументы, выдвинутые оппонентом в обоснование его тезиса. Нужно доказать ложность и несостоятельность этих аргументов. При этом следует учесть, что ложность аргументов не касается тезиса, он может оставаться истинным.

Опровержение демонстрации. Для этого: показываются ошибки в доказательстве. Часто ошибка заключается в том, что истинность опровергаемого тезиса не следует из аргументов, которые приведены в подтверждение тезиса; доказательство может быть ошибочным, если нарушено: а) правило дедуктивного умозаключения; б) сделано неверное умозаключение от истинности частно-утвердительного суждения к истинности обще-утвердительного суждения и от истинности частно-отрицательного суждения к истинности общеотрицательного суждения.

Правила по отношению к тезису:

1. Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным. Иногда люди в своем выступлении, письменном заявлении, научной статье, докладе, лекции не могут четко, ясно, однозначно сформулировать тезис. Так, выступающий на собрании не может четко сформулировать основные положения своего выступления и потому веско аргументировать их перед слушателями. И слушатели недоумевают, зачем он выступал в прениях и что хотел им доказать.

2. Тезис должен оставаться тождественным, т.е. одним и тем же, на протяжении всего доказательства или опровержения. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке — «подмене тезиса».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: