Развитие социальных систем согласно Рыжову Борису Николаевичу

По Рыжову Б.Н., процессуально так же, как индивид воспроизводит собственную информационную структуру посредством воздействия на окружающую его среду, так и структурные особенности среды отражаются на индивиде. Это отражение, будучи важнейшим фактором прогресса биологических систем, на низших ступенях эволюции имеет случайный, хаотический характер. На более высоких ступенях развития отражение внешней среды приобретает черты упорядоченности. Появление психического отражения связано с образованием новых информационных структур, материальным носителем которых по-прежнему является биологический индивид, но существенной особенностью – воспроизведение связей внешнего мира. На ранних стадиях развития вторичные информационные структуры играют лишь вспомогательную роль в жизнедеятельности индивида, организуя и корректируя инстинктивные формы поведения. Но прогресс биологических систем связан с тем, что, наряду с генетически усвоенной вторичной информацией, увеличивается число подобных информационных структур, образовавшихся уже при жизни индивида, посредством его взаимодействия с другими представителями вида. Увеличение «банка» информационных структур приводит к тому, что возникает возможность их взаимодействия, соответствующим образом изменяющего поведение индивидов. Консолидация вторичных информационных структур в новую систему, т.е., приобретение их совокупностью особой функции – организации поведения индивида, означает возникновение новой разновидности информационных систем – социальных.

По мнению Рыжова Б.Н., социальный вид системной организации, имея общий для развивающихся систем тип системодинамики, может быть разделен на следующие иерархические уровни по аналогии с биологическими системами:

– на микроуровне, элементарной социальной системой является любая информация об окружающем мире, понятие о предмете, отчужденное от самого предмета, вне зависимости от того, является ли носителем этой информации биологический индивид (человек), группа людей или же знак, иероглиф, искусственно созданный материальный объект;

– центральным уровнем социальной системы является человеческая личность – активная информационная структура, обладающая возможностью как воспроизведения новых элементарных информационных структур и их композиций, так и репродукции собственной структуры – воспроизведения себя в материальных предметах или структуре другой личности. При этом межличностное взаимодействие может быть как непосредственным, в результате общения, так и опосредованным с помощью других людей, книг и иных носителей информации;

– наконец, социальная система макроуровня – культура или цивилизация – является генеральной совокупностью всей находящейся во взаимодействии социальной информации как элементарного, так и личностного уровня организации. Иначе, это совокупное знание социума о мире и самом себе.

Рыжов Б.Н. считает, что в настоящее время понятие социальной системы почти неразрывно связано с понятием человеческого сообщества, в сущности нам известны лишь «биосоциальные» системы. Однако, нельзя исключить того, что функции субъекта социальных отношений смогут осуществляться и за пределами биологического мира, например, компьютерными устройствами. В таком случае возникнет технический социум. В литературе обсуждаются нередко самые невероятные перипетии существования такого социума. Сходятся все авторы этих фантастических произведений лишь в одном – если такой социум и будет создан, он будет глубоко враждебен человеческой цивилизации и будет стремиться ее уничтожить.

По взгляду Рыжова Б.Н., существует и другая точка зрения согласно которой технический социум явится закономерной ступенью эволюции информационных систем в ряду: растительный мир – животный мир – биосоциальный мир – технический социум. Ступенью, не отрицающей все предшествующие поколения информационных систем и выполняющей, с наиболее общих системных позиций, ту же роль что и они. С этой точке зрения, технический социум, созданный человеческой цивилизацией, с неизбежностью воспроизведет все её прогрессивные черты, перешагнув в то же время, за многие физические ограничения, вытекающие из биологической природы породившей его цивилизации.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 6 раздела № I

1. Расскажите о происхождении сознания.

2. Что Вы знаете о научной гипотезе А.Н. Леонтьева о происхождении сознания?

3. Расскажите о сознании как высшем уровне психического отражения действительности.

4. Каковы основные характеристики сознания?

5. Расскажите о роли рефлексии в регуляции поведения человека.

6. Раскройте по А.Н. Леонтьеву роль труда в возникновении сознания человека.

7. В чём проявляется взаимосвязь развития мозга и сознания?

8. Раскройте содержание основных положений культурно-исторической теории Л.С. Выготского в контексте развития высших психических функций.

9. Опишите основные характеристики культурного опыта, формы его сохранения и воспроизводства.

10. Проблема возникновения и развития сознания как высшей формы проявления психики.

11. Факторы и условия развития человеческой психики.

12. Проблема происхождения и развития сознания в филогенезе и онтогенезе.

13. Формирование психики в онтогенезе.

14. Основные подходы к пониманию и изучению сознания.

15. Роль труда и языка в возникновении сознания человека.

16. Специфика сознания как высшей формы проявления психики.

17. Культурно-историческая концепция развития психики человека.

18. Знаково-символическая функция человеческого сознания.

19. Сознание и высшие психические функции.

20. Понятие о культурных знаках.

21. Уровневое строение психических функций (ВПФ) и проблема развития ВПФ по Л.С. Выготскому.

22. Основные характеристики (свойства) ВПФ согласно Л.С. Выготскому и А.Н. Леонтьеву.

23. Стадии развития ВПФ: от интерпсихического к интрапсихическому.

24. Роль среды и культурных знаков в процессе психического развития человека.

25. Основные условия развития психики по Л.С. Выготскому.

26. Учение Л.С. Выготского о зонах развития как логическое продолжение выявленного им закона развития ВПФ.

27. Научный подход Д.Б. Эльконина.

28. Научные взгляды А.В. Запорожца.

29. Научные взгляды Л.И. Божович.

30. Научные взгляды Н.Н. Леонтьева.

31. Научные взгляды А.В. Петровского.

32. Важнейшие научные разработки С.Л. Рубинштейна его школы.

33. Общественно-историческая природа психики человека по А.Н. Леонтьеву.

34. Психофизическая проблема в психологии

35. Психика как свойство головного мозга.

36. Основные функции психики и их значение.

37. Условно-рефлекторный характер психики, физиологические механизмы функционирования мозга.

38. Локализация психических функций в коре головного мозга: история изучения и современное понимание.

39. Учение А.Р. Лурия о блоках мозга.

40. Проблема межполушарной функциональной асимметрии мозга.

41. Концепция развития социальных систем Рыжова Б.Н.

Рекомендуемая по теме № 6 раздела № I литература

(жирным шрифтом выделены базовые научные и учебно-методические источники)

1. Агапов В.С. Общая психология: Хрестоматия. – М.: Альтекс, 2014.

2. Введение в общую психологию. / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997.




double arrow
Сейчас читают про: