Подход Б.Н. Рыжова к ППП «Восприятие»

По мнению Рыжова Б.Н., как и ощущения, восприятие относится к числу наиболее изученных психических процессов. В обширной психологической литературе, считает Б.Н. Рыжов, существует развёрнутое описание факторов, свойств, видов и эффектов восприятия. В этой связи, полагает автор, системная интерпретация восприятия имеет целью упорядочить накопленный в различных психологических школах научный материал, выделив системную сущность этого процесса.

Для системной психологии, свидетельствует исследователь, акт восприятия представляет собой акт системообразования, при котором ряд частных ощущений образует в своей совокупности целостный образ и происходит идентификация этого образа как особого психического элемента в ряду других элементов психической системы. Восприятие, таким образом, утверждает учёный, обязательно включает в себя два процесса, один их которых – это создание психического образа благодаря установлению связей между рядом предваряющих его ощущений. При этом, заявляет Б.Н. Рыжов, если в свою очередь рассматривать этот образ как особую подсистему нижележащего уровня, то ощущения играют в ней роль подэлементов. Другой процесс, утверждает учёный-психолог, заключается собственно в системной идентификации этого образа как психического элемента благодаря установлению связи между ним и уже имеющимися в психической системе элементами (См. ниже Рис. 7 «Схема системной организации восприятия по Б.Н. Рыжову»).

В сущности, отмечает учёный-исследователь, восприятие можно считать совершившимся уже при установлении простейшей, "единичной" связи объекта восприятия с любым элементом психической системы, подобно тому, как это показано на Рис. «Схема системной организации восприятия по Б.Н. Рыжову». Ведь с этого момента объект восприятия приобретает статус элемента психической системы, – замечает учёный. Но процесс установления системных связей нового элемента с другими элементами может продолжиться, подмечает исследователь. Это может быть процесс узнавания, представляющий собой восстановление прежних связей элемента с системой, или установление новой идентификации этого элемента, основанной на формировании более сложной структуры его системных связей, – подчёркивает эмпирик-экспериментатор.

Рис. 7. «Схема системной организации восприятия по Б.Н. Рыжову».

В этой связи, отмечает автор, трудно провести границу между восприятием и следующим за ним мышлением, поскольку узнавание и, тем более, новая идентификация объекта восприятия, возникшая в результате осмысления вновь установленных связей, уже безусловно относятся к категории мышления.

С другой стороны, подчёркивает экспериментатор, даже единичное ощущение способно стать объектом восприятия, если мы направляем на него внимание, настраиваемся на него, и воспринимаем как отдельную данность. Что происходит, например, когда мы прислушиваемся к едва заметному шороху в тишине или пытаемся различить отблеск далёкого огня в ночной темноте, – подмечает Рыжов Б.Н.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 3 раздела № II

1. Особая связь ППП «Ощущение» и ППП «Восприятие».

2. Осветите взгляды гештальт-психологов на ППП «Восприятие».

3. Опишите восприятие в качестве ППП.

4. Что является физиологической базой и психической надстройкой восприятия?

5. Объясните концепцию А.Н. Леонтьева о функционировании ППП «Восприятие».

6. Опишите восприятие как систему ознакомительных познавательных действий с предметным объектом.

7. Охарактеризуйте человека в качестве субъекта перцепции.

8. Каков психический механизм формирования перцептивного образа?

9. Что такое перцептивный акт с физиопсихической точки зрения?

10. Дайте комплексное определение ППП «Восприятие».

11. Расскажите о психофизиологической роли восприятия.

12. Чем является модальность восприятия?

13. Опишите качества ППП «Восприятие».

14. Опишите апперцепцию в качестве генерального свойства ППП «Восприятие».

15. Объясните связь восприятия и установки.

16. Охарактеризуйте концепцию Д.Н. Узнадзе.

17. Свойства ППП «Восприятие» по А.Н. Леонтьеву.

18. Опишите целостность как базовое свойство ППП «Восприятие».

19. Опишите константность как основополагающее свойство ППП «Восприятие».

20. Опишите предметность как основное свойство ППП «Восприятие».

21. Опишите осознанность как свойство ППП «Восприятие».

22. Опишите категориальность как свойство ППП «Восприятие».

23. Опишите произвольность как свойство ППП «Восприятие».

24. Опишите избирательность как свойство ППП «Восприятие».

25. Расскажите об иллюзиях восприятия как о свойстве ППП «Восприятие».

26. Осветите виды восприятия. По каким критериям выделяются виды восприятия?

27. Объясните виды восприятия, выделяемые по критерию ведущего в данном конкретном акте восприятия органа чувств.

28. Объясните виды восприятия, выделяемые по критерию целенаправленности восприятия.

29. Объясните восприятие пространства.

30. Объясните восприятие времени.

31. Объясните восприятие движения.

32. Объясните восприятие сложных звуков как вид восприятия.

33. Объясните эмоциональное восприятие в качестве вида ППП «Восприятие».

34. Объясните восприятие живой и неживой природы в качестве видов восприятия.

35. Объясните эйдетическое восприятие в качестве вида восприятия.

36. Объясните восприятие разного рода информации в качестве вида восприятия.

37. Обоснуйте связь восприятия с другими психическими познавательными процессами.

38. Какова особенная взаимосвязь ощущения и восприятия?

39. Какова взаимосвязь восприятия и внимания?

40. Какова взаимосвязь восприятия и памяти?

41. Какова взаимосвязь восприятия и воображения?

42. Какова особая взаимосвязь восприятия и мышления?

43. Какова опосредованная взаимосвязь восприятия и речи?

44. Какова познавательная специфика социальной перцепции?

45. Подход Б.Н. Рыжова к ППП «Восприятие». Схема системной организации восприятия по Б.Н. Рыжову.

46. Охарактеризуйте психический познавательный процесс «Восприятие» по содержательным аспектам, «заложенным» в Таблице по ППП (См. Приложение к Разделу № 2). Составьте для себя таблицу по указанным конкретным основным параметрам ППП «Восприятие».

Рекомендуемая по теме № 3 раздела № II литература

(жирным шрифтом выделены базовые научные и учебно-методические источники)

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект. Альма-Матер, 2003.

2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Зинченко В.П. и Мещерякова Б.Г. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

4. Донцова М.В. Психические познавательные процессы. Учеб.-метод. пособие по дисциплине «Общая психология», раздел «Психические познавательные процессы». Для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальности 030301 «Психология». – М.: МПСИ, 2007.

5. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М.: МГППУ, 2010.

6. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: