Ощущения как реакция на изменение энтропии среды, согласно Рыжову Б.Н

В настоящее время, полагает Б.Н. Рыжов, строение и работа анализаторов человека изучены достаточно полно, как на уровне чувствительных нервных клеток непосредственно воспринимающих те или иные виды физических воздействий, так и на уровне проводящих путей и центральных мозговых структур, ответственных за возникновение ощущений. Это положение, утверждает Рыжов Б.Н., несомненно, ставит ощущения в число наиболее изученных психических процессов. Тем не менее, подчёркивает Б.Н. Рыжов, споры о психологических механизмах ощущений до сих пор ещё не завершены. Прежде всего, отмечает Рыжов Б.Н., это касается так называемой психофизической проблемы, т.е., в данном контексте, проблемы соотнесения физических характеристик действующего раздражителя и психических характеристик вызываемого им ощущения.

Остаётся открытым вопрос о том, замечает Б.Н. Рыжов, следует ли вообще выделять ощущение в качестве самостоятельного психического процесса. Представители гештальтпсихологии, например, говорит Рыжов Б.Н., считали это нецелесообразным, поскольку ощущения всегда входят в состав более сложных психических процессов восприятия и, потому, являются их частью. Их оппоненты указывали, продолжает автор, что, следуя этой точке зрения, и восприятия, как правило, включены в состав ещё более сложных процессов – мышления, представлений и др. Возможно, отмечает учёный, причина этих разногласий кроется именно в недостаточной ясности системного характера психических процессов на всех уровнях их организации. Подобно тому, подчёркивает исследователь, как на определённом уровне развития естествознания возникали споры, следует ли считать химию отдельной наукой или частью физики.

Системное понимание психического процесса ощущения, по мнению Рыжова Б.Н. заключается в определении ощущения как психической реакции на изменение неупорядоченности внешней или внутренней среды организма. Возникающее таким образом напряжённое состояние среды, выявляет Б.Н. Рыжов, отклоняющееся от своего наиболее вероятного, стационарного значения, вызывает ощущение – особый вид психической реакции.

Ощущение возникает, согласно Рыжову Б.Н., в результате сложения двух условий: во-первых, раздражение, производимое ощущаемым объектом, должно обладать физическими характеристиками (модальность, интенсивность, частота), различаемыми с помощью органов чувств, и, во-вторых, напряжённость раздражения должна превосходить некоторую величину, называемую пороговой.

Мы реагируем только на соотношение сигналов, – утверждает Б.Н. Рыжов. Там, где это соотношение отсутствует, ощущение исчезает, – подчёркивает учёный-исследователь. Подобно тому, как наш орган слуха воспринимает только волнообразное, колебательное движение воздуха и не воспринимает постоянное давление, – приводит пример учёный-эмпирик. Отсюда развиваются возможности системной интерпретации целого ряда феноменологических свойств и характеристик ощущений, – делает вывод учёный-психолог.

Рассмотрим некоторые из данных характеристик ощущений, предлагает практик-экспериментатор, например, явление сенсорной адаптации. В традиционной психологии, отмечает теоретик-методолог, это явление нередко трактуется как уменьшение чувствительности при действии достаточно сильных раздражителей и, напротив, увеличение чувствительности при действии слабых раздражителей. Однако, отмечает также Рыжов Б.Н., это явление может проявляться и в угасании ощущений при большой длительности воздействующего раздражителя (в сущности, независимо от его интенсивности). Б.Н. Рыжов приводит пример: мы перестаём слышать звук стенных часов при длительном пребывании в комнате, где они висят. Ещё пример приводит он: мы перестаем, через какое-то время, слышать раздражавший нас звук, издаваемый лампами дневного света и прочие мешающие звуки при том условии, что эти звуки постоянны и характеристики их длительное время не меняются. Ещё его пример: мы также перестаем замечать запахи (как слабые, так и достаточно сильные), если вынуждены долгое время находиться под их воздействием и т.д.

Психологический механизм этих явлений, заявляет автор, один: действующие раздражители становятся постоянным фактором внешнего воздействия, их характеристики приобретают для нас стационарное значение; следовательно, напряжённость состояния среды исчезает, а с ней исчезает и ощущение.

Вместе с тем, заключает исследователь, другой стороной феномена адаптации является возможность сенсибилизации или повышения чувствительности при длительном воздействии сравнительно слабых стимулов. Системно-психологический механизм этого явления, вычленяет эмпирик, проявляющего себя, например, в повышении различительной звуковой чувствительности у музыкантов или цветовой чувствительности у художников, также заключается в субъективном (часто профессиональном) сужении зон стационарных значений того или иного стимула. Стационарный диапазон световых волн, выявляет практик, дающих субъективное ощущение красного цвета у художника, благодаря его профессии, более узок, чем у человека, далёкого от живописи. Поэтому световой поток, вычленяет эмпирик-исследователь, даже немного выходящий за этот диапазон, для художника представляет собой отклонение от стационара, которое формирует новое ощущение, например, пурпурного оттенка. Для человека далекого от живописи, выявляет исследователь-практик, этот оттенок, возможно, окажется неразличим, поскольку он субъективно окажется внутри значительно более широкого диапазона, относимого к красному цвету.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 2 раздела № II

1. Объясните филогенез ощущения как ППП.

2. Что такое «раздражитель» (стимул)?

3. Что представляет собой «раздражение» органов чувств?

4. Осветите нервную раздражимость как необходимое условие регистрации, фиксации внешнего раздражения.

5. Расскажите о преобразовании рецепторами органов чувств физических воздействий окружающей среды в нервные импульсы.

6. Опишите ощущение как первичную форму познания.

7. Ощущение в качестве психического познавательного процесса, в чём состоит условность выделения ощущения в самостоятельный познавательный процесс?

8. Дайте комплексное определение ППП «Ощущение».

9. В чём состояли взгляды И.П. Павлова на ППП «Ощущение»?

10. В чём состояли взгляды И.М. Сеченова на ППП «Ощущение»?

11. В чём состояли взгляды В.М. Бехтерева на ППП «Ощущение»?

12. Объясните ППП «Ощущение» в качестве т.н. целостного рефлекса.

13. Опишите орган чувств как физический «носитель» ощущения.

14. Из чего состоит орган чувств?

15. Что такое рецептор?

16. Что такое «проводящий нервный путь»?

17. Что такое анализатор?

18. Как функционирует орган чувств?

19. Опишите рефлекторное кольцо (рефлекторную дугу) как механизм проявления (выражения) ощущения.

20. Охарактеризуйте экстерорецептивные ощущения как класс ощущений.

21. Охарактеризуйте проприорецептивные ощущения как класс ощущений.

22. Охарактеризуйте интерорецептивные ощущения как класс ощущений.

23. Охарактеризуйте дистантные ощущения как подкласс экстерорецептивных ощущений.

24. Охарактеризуйте контактные ощущения как подкласс экстерорецептивных ощущений.

25. Охарактеризуйте визуальную модальность в ощущении.

26. Охарактеризуйте аудиальную модальность в ощущении.

27. Охарактеризуйте кинестетическую модальность в ощущении.

28. Опишите визуальные (зрительные) ощущения как вид ощущений.

29. Опишите аудиальные (слуховые) ощущения как вид ощущений.

30. Опишите обонятельные ощущения как вид ощущений.

31. Опишите тактильные (осязательные) ощущения как вид ощущений.

32. Опишите вкусовые ощущения как вид ощущений.

33. Расскажите о других видах ощущений.

34. Содержательно раскройте основополагающие свойства ППП «Ощущение».

35. Содержательно раскройте адаптацию как свойство ППП «Ощущение».

36. Содержательно раскройте сенсибилизацию как свойство ППП «Ощущение».

37. Содержательно раскройте пространственную локализацию как свойство ППП «Ощущение».

38. Содержательно раскройте длительность (продолжительность) как свойство ППП «Ощущение».

39. Содержательно раскройте интенсивность (силу) как свойство ППП «Ощущение».

40. Содержательно раскройте качество как особое свойство ППП «Ощущение».

41. Содержательно раскройте синестезию как свойство ППП «Ощущение».

42. Объясните наличие и функционирование «порогов ощущения».

43. Объясните верхний и нижний абсолютные пороги ППП «Ощущение».

44. Объясните относительный порог (порог различия) ППП «Ощущение».

45. Объясните т.н. оперативный порог ППП «Ощущение».

46. Объясните психофизические законы «работы» ППП «Ощущение».

47. Объясните психофизический закон Бугера-Вебера.

48. Объясните психофизический закон Вебера-Фехнера.

49. Объясните психофизический закон Стивенса.

50. Каков алгоритм («схема») функционирования ППП «Ощущение»?

51. Осветите теорию Джемса-Ланге о возникновении ощущения.

52. Осветите теорию Кеннона-Барда о возникновении ощущения.

53. Осветите концепцию Э. Титченера об особенностях «работы» ощущения.

54. Объясните взаимосвязь ощущения и других ППП.

55. Объясните особую взаимозависимость ощущения и восприятия.

56. Объясните взаимосвязь ощущения и внимания.

57. Объясните взаимосвязь ощущения и памяти.

58. Объясните взаимосвязь ощущения и воображения.

59. Объясните взаимосвязь ощущения и мышления.

60. Объясните взаимосвязь ощущения и речи.

61. Психофизика и психофизические законы согласно Рыжову Б.Н.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: