Познавательных процессов»

Психические познавательные процессы в качестве комплексной функциональной психической познавательной системы, – сознания человека. Психические познавательные процессы (ППП) как особые формы психически управляемой человеком познавательной деятельности.

Совокупность психических познавательных процессов в качестве комплекса или системы высших психических функций (Л.С. Выготский, О.К. Тихомиров, Б.Н. Рыжов), «совместно осуществляющих» психическую познавательную деятельность.

Системность деятельности психических познавательных процессов как их генеральная структурная функция, формирующая собою систему сознания человека, – по Б.Н. Рыжову.Системапсихических познавательных процессов (система ППП) как интегральный психический «инструмент» познания человеком окружающей действительности и самого себя.

Познавательная психическая деятельность в качестве основы формирования знаний человека об окружающем мире и понимания человеком себя в мире. Информационная теория поступательно-параллельно-перекрёстного взаимодействия и «работы» психических познавательных процессов согласно Д.А. Донцову.

Психическая организация человеком, в ходе познавательной деятельности, его сознательных (осознанных) отношений с познаваемыми им вещами, предметами, объектами, явлениями, процессами, субъектами. Сознательное различение человеком объективного предмета своего познавательного отношения и самого субъективного познавательного отношения к предмету познания. Смысловое разделение человеком предмета деятельности и её мотива (по А.Н. Леонтьеву), – в процессе осуществления им познавательной психической деятельности в онтогенезе.

Проявления (выражение в сознании, принципы «работы») психических познавательных процессов, – характерные фактически для всех людей (в психологической норме).

Семь психических познавательных процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, – как основополагающие элементы сознания человека. Сознание человека в качестве комплекса, системы психических познавательных процессов (согласно «деятельностному» научному отечественному подходу). [25] Сознание человека как осознаваемая им часть его психики. Сознание в качестве высшего уровня психического отражения действительности, присущего только человеку как общественно-историческому, социально-культурному существу. Познавательные параметры сознания человека: объективность, направленность на предмет познания, способность к рефлекси́и (к самоанализу), мотивационно-ценностный характер, различные уровни ясности. Сознание человека как единая многофункциональная система его психики. Сознание человека в качестве системной совокупности психических познавательных процессов.

Психика человека как системное свойство высокоорганизованной материи, изначально (первично) заключающееся (выражающееся) в психическом отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотделимой от него картины этого мира и в психической саморегуляции субъекта, осуществляемой им на основе своего поведения и собственной деятельности. Понятие высокоорганизованной материи в широком смысле (ЦНС) [26] и в узком смысле (головной мозг). Психика человека как субъективное отражение им объективной реальности. Психика человека в качестве единой функциональной системы. Психическое отражение, осуществляющееся в психике (психикой) через психическую деятельность, [27] с помощью (посредством) психических процессов. [28]

Отражение как психическое свойство высокоорганизованной материи, проявляемое людьми в процессе осуществления жизнедеятельности. Отражение в качестве принципиальной возможности, уникальной способности человеческой психики запечатлевать, сохранять, трансформировать и воспроизводить в форме субъективных образов, с различной степенью адекватности, признаки, структурные характеристики и разнообразные феноменальные отношения внешних объектов и внутренних предметов. [29] Отражение и осознание человеком объективной реальности и внутренней реальности [30] с помощью (посредством) психических познавательных процессов, через «действие» таковых.

Психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные, мотивационные); психические состояния; психологические свойства; психические образования и психическая деятельность как базовые компоненты психики человека. Четыре вида психических процессов человека: 1) Познавательные: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь; 2) Эмоциональные: эмоции, чувства, аффекты; 3) Волевые: воля, волевой процесс, волевые акты; 4) Мотивационные: мотивация, мотивы разных видов и форм.

Психические процессы в качестве форм психического системного отражения психикой человека окружающей действительности, в качестве проявлений активного взаимодействия психики человека и внешней действительности. Развитие и формирование [31] личностного отношения человека к объективной реальности и к внутренней, субъективной реальности, через психические процессы. Содержательные характеристики понятия окружающей человека внешней действительности (объективной реальности). [32] Протекание и реализация психических процессов человека[33] не только по отношению к внешней действительности, но и по отношению к его собственному внутреннему психическому миру, содержание которого и составляют данные процессы, особенно, – психические познавательные процессы. Познание человеком окружающего мира и себя через психические процессы, прежде всего – через психические познавательные процессы.

Психогностическая проблема (gnosis – греч. – знание), – проблема познания. [34] Познание как отражение объективно существующих предметов и явлений природы. Практика в качестве основы всего процесса познания. Практика как критерий истины. [35] Базовые формы познания: научное, [36] обыденное, [37] художественное, религиозное.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 1 раздела № II

1. Что такое психические познавательные процессы?

2. Чем является познавательная психическая деятельность?

3. Расскажите о психических познавательных процессах как о системе (комплексе) элементов сознания личности.

4. В чём состоит различие предмета познавательного отношения человека и самого познания как такового?

5. В чём заключается психическое разделение предмета деятельности и её мотива?

6. Какие проявления психических познавательных процессов рассматривает дисциплина «Общая психология»?

7. Что составляет сознание человека? Чем оно характеризуется?

8. Что представляет собой психика человека?

9. Чем является психическое отражение? Как оно осуществляется?

10. Охарактеризуйте категорию отражения.

11. Каковы базовые компоненты психики человека?

12. На какие виды делятся психические процессы? Опишите их.

13. Дайте развёрнутое определение психическим процессам как классу психических явлений. Каким образом они осуществляются?

14. Чем характерны именно психические познавательные процессы? Дайте им комплексное определение.

15. Опишите психогностическую проблему.

16. Объясните феномен познания. Раскройте его основные формы.

17. Предметно обоснуйте взаимосвязь между психическими познавательными процессами, психической познавательной деятельностью и познанием в целом.

18. Осветите систему психических познавательных процессов в качестве структуры сознания человека.

19. Системность психических познавательных процессов по Б.Н. Рыжову.

20. Информационная теория «работы» психических познавательных процессов согласно Д.А. Донцову.

Рекомендуемая по теме № 1 раздела № II литература

(жирным шрифтом выделены базовые научные и учебно-методические источники)

1. Абрамова Г.С. Общая психология. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Альма-Матер, 2003.

2. Агапов В.С. Общая психология: Хрестоматия. – М.: Альтекс, 2014.

3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Зинченко В.П. и Мещерякова Б.Г. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

6. Донцова М.В. Психические познавательные процессы. Учеб.-метод. пособие по дисциплине «Общая психология», раздел «Психические познавательные процессы». Для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальности 030301 «Психология». – М.: МПСИ, 2007.

7. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М.: МГППУ, 2010.

8. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: