Штриховое кодирование является одним из типов автоматической идентификации, использующим метод оптического считывания информации. Оно основывается на принципе двоичной системы счисления: информация заполняется как последовательность 0 и 1. Широким линиям и широким промежуткам присваивается логическое значение 1, узким - 0. Т.о., штриховое кодирование есть способ построения кода с помощью чередования широких и узких, темных и светлых полос.
В настоящее время наиболее широко используются следующие виды штриховых кодов:
UPC - универсальный товарный код; разработан в США и применяется в странах Америки;
EAN - товарный код; создан в Европе на базе UPC.
Рассмотрим примеры штриховых кодов:
UPC-12 является двенадцати разрядным кодом. В нем первая цифра кода - знак системы нумерации; пять цифр - номер производителя; следующие пять цифр - код продукта; последняя цифра является контрольной. 3 00025 00234 9
EAN-13 является тринадцатизначным кодом. Первые три цифры кода обозначают страну-производителя; следующие четыре - код предприятия; затем пять цифр - код продукта; последняя цифра является контрольной. 460 0023 10012 9
EAN-8 является восьмиразрядным кодом и применяется для кодирования малогабаритных упаковок. Первые три цифры обозначают страну производитель товара, четыре следующие - код продукта, последняя цифра является контрольной. 460 2024 6
Цель штрихового кодирования информации заключается в отражении таких информационных свойств товара, которые обеспечивают реальную возможность проследить за их движением к потребителю, что связано с повышением эффективности управления производством.
Использование штриховых кодов обеспечивает деятельность различных производителей и потребителей на едином товарном рынке путем использования единого кода по всей цепочке взаимосвязанных партнеров, защиту потребителя от недобросовестности изготовителей и продавцов продукции, управление потоками информации по запросу и в реальном масштабе времени на основе идентификации любого объекта.
В сфере обращения широкое применение получил код ЕAN (рис.10), который часто можно встретить на товарах массового потребления. Остановимся подробнее на технологии использования кода EAN в логистических процессах.
Данная характеристика достаточно полно характеризует функциональное назначение упаковки. Но есть и другая сторона упаковки, которая значительно ближе покупателю и которую он воспринимает как образ марки.
Рис. 10. Код ЕАN-13. Внешний вид и структура.
Имеется алфавит кода EAN, в котором каждой цифре соответствует определенный набор штрихов и пробелов. На этапе запуска товара в производство ему присваивается тринадцатизначный цифровой код, который впоследствии в виде штрихов и пробелов будет нанесен на этот товар первые две или три цифры обозначают код страны, который присвоен ей ассоциацией EAN в установленном порядке принято называть эту часть кода префиксом.
Следующие шесть цифр - регистрационный номер предприятия внутри национальной организации. Совокупность кода страны и кода предприятия является уникальной комбинацией цифр, которая однозначно идентифицирует зарегистрированное предприятие.
Оставшиеся цифры кода предоставляются предприятию для кодирования своей продукции по собственному усмотрению. При этом кодирование можно просто начать с нуля и продолжать до 999. Таким образом, первые двенадцать цифр кода EAN однозначно идентифицируют любой товар в общей совокупности товарной массы.
Последняя, тринадцатая цифра кода является контрольной. Она рассчитывается по специальному алгоритму на основе двенадцати предшествующих цифр. Неправильная расшифровка одной или нескольких цифр штрихового кода приведет к тому, что ЭВМ, рассчитав по двенадцати цифрам контрольную, обнаружит ее несоответствие контрольной цифре, нанесенной на товаре. Прием сканирования не подтвердится, и считывание кода придется повторить. Таким образом, контрольная цифра обеспечивает надежное действие штрихового кода, является гарантией устойчивости и надежности всей системы.