Методика К. Изарда

Шкалы дифференциальных эмоций (ШДЭ) — психодиагностический инструмент самоотчёта (рефлексии), созданный для оценки выражения самим индивидом своих собственных фундаментальных эмоций и/или комплексов эмоций. ШДЭ как методика представляет собой список (перечень) общеупотребительных (массовых) определений (суждений), которые, в то же время, стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные общие категории эмоций (обобщённых переживаний).

С помощью данной (первой) целостной шкалы можно оценивать целый ряд эмоций человека. Изменение в инструкции позволяет использовать тот же самый набор отдельных шкал для оценки особенностей эмоциональных переживаний (частота, с которой в течение определенного времени переживается эмоция, может рассматриваться как «эмоциональная черта» личности). Эта модификация целостной шкалы была обозначена как вторая шкала дифференциальных эмоций. И первая и вторая шкалы состоят из 30-ти прилагательных, – по 3-ри для каждой из 10-ти фундаментальных эмоций (наличие у людей т.н. фундаментальных эмоций – суть научной концепции К. Изарда), характеризующих психические эмоциональные состояния человека.

По первому варианту данной тестовой методики (по первой шкале), требуется от индивида оценить по пятибалльной шкале интенсивности (силы, выраженности) степень точности, с которой каждое слово (понятие) описывает то, что он чувствует (испытывает) в настоящее время (в данный момент времени). Каждое суждение опросника оценивается респондентом по отношению к самому себе от нуля до пяти баллов. Чем выше балл, тем больше суждение оценено респондентом в качестве «подходящего» по отношению к нему. Подчеркивается, что испытуемый должен оценить своё психическое эмоциональное состояние в настоящее (текущее) время или – в данный момент времени.

По второму варианту данной методики, индивида просят проанализировать определённый период времени (продолжительность которого может варьироваться) и оценить (по той же пятибалльной шкале интенсивности переживания) ту частоту, с которой он испытывал каждую перечисленную (определенную) эмоцию (чувство) в течение этого времени. Подразумеваемый период времени может составлять от одного года до «всей предшествующей жизни». Цель второго варианта методики (второй шкалы) – определить, как часто некто (какой-либо испытуемый) переживает каждую из фундаментальных (базовых) эмоций. Причем, частота переживания данной эмоции рассматривается как показатель выраженности соответствующей «эмоциональной черты». Система балльной оценки испытуемым своих эмоциональных состояний та же, что и в первом случае.

Возможно единовременное проведение двух вариантов (двух шкал) данной тестовой методики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: